// // Такое, казалось бы, прозаическое понятие, как общественная баня, в нашем государстве – явление, аккумулировавшее в себе социальные, экономические и морально-нравственные проблемы

Такое, казалось бы, прозаическое понятие, как общественная баня, в нашем государстве – явление, аккумулировавшее в себе социальные, экономические и морально-нравственные проблемы

1233

С паром по жизни, или Прощайте, любимые бани!

В разделе

«Нет города в России, где бы ни было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней», – заметил еще в 17 веке англичанин Чарльз Карлейль, побывавший по служебной надобности в Москве. Конечно, с тех пор изменились и образ жизни и привычки наших соотечественников. Но баня по-прежнему остается местом, куда стремится, пожалуй, каждый десятый россиянин в конце рабочей недели. Неважно, общественная это баня или частная, как у нас любят говорить, «своя». В этом нет ничего удивительного. Наши предки любили баню. Почитали её как место, где появились на свет божий. В бане рожали, и роженица до родов жила в бане – так легче проходили роды, а новорождённый первые месяцы жил на печке или около печки.

«Нет города в России, где бы ни было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней», – заметил еще в 17 веке англичанин Чарльз Карлейль, побывавший по служебной надобности в Москве. Конечно, с тех пор изменились и образ жизни и привычки наших соотечественников. Но баня по-прежнему остается местом, куда стремится, пожалуй, каждый десятый россиянин в конце рабочей недели. Неважно, общественная это баня или частная, как у нас любят говорить, «своя».

В этом нет ничего удивительного. Наши предки любили баню. Почитали её как место, где появились на свет божий. В бане рожали, и роженица до родов жила в бане – так легче проходили роды, а новорождённый первые месяцы жил на печке или около печки.

Помывочная проблема

В дореволюционной России люди встречались в общественных банях столь же естественно, как и в церкви. С установлением Советской власти большевики всерьёз озаботились и решили проблему строительства и открытия широкой сети заведений для помывки граждан социалистического государства. Ведь коммунальный комфорт оставался пределом мечтаний для миллионов советских людей вплоть до 60-70-х годов прошлого столетия. Грустно, но и сегодня благоустроенная квартира со всеми удобствами только в грёзах некоторых наших сограждан. Люди живут в бараках, коммунальных квартирах, частных домах, буквально на двух-трёх сотках земли, где поставить баню просто невозможно. И куда должны идти не для релакса и общения, а для обычной помывки граждане? Отсюда и обращение к «банной теме» в городе Уфе, поскольку тенденция к закрытию бань прослеживается давно.

Историю под снос?

Примером тому – знаменитая Вахмянинская баня по улице Чернышевского, с которой, похоже, уфимцам придётся проститься. В 1994 году специалистами Уральского Архитектурно-художественного института здание было признано памятником истории и культуры и рекомендовано к постановке на государственную охрану. Но недавно – по результатам новой, более покладистой экспертизы – любимая горожанами баня исключена из перечня объектов культурного наследия. Не догадываетесь, почему понадобилась ещё одна экспертиза? Нашёлся «солидный купец» – застройщик, которому приглянулся земельный участок под зданием. Он и экспертизу оплатил. Всё к этому и шло. Несколько лет стоит баня на Чернышевского без крыши и окон, закрытая вначале якобы для реконструкции. Расчёт был, видимо, на то, что растащат баньку нечистые на руку люди по кирпичику, но стены, как выяснилось, абсолютно не поддаются разборке. Так строили в дореволюционной России.

Чем была эта баня для уфимцев? Сюда приезжали помыться и попариться из самых дальних районов нашей столицы. По воспоминаниям старожилов, в Вахмянинской бане не раз мылся начинающий свой творческий путь в Уфе певец и артист Фёдор Иванович Шаляпин, который гостил у своего приятеля, жившего напротив бани в доме по улице Кузнецкой-Калмацкой. На Чернышевского была уникальная парная, с аж до костей пробиравшим отменным сухим паром. Тому причина необыкновенной массивности и прочности стены постройки, которые хорошо сохраняли жар.

По теме

Ситуация с Вахмянинской баней демонстрирует не то чтобы прагматизм госчиновников, инвесторов, она – показатель откровенно безразличного отношения как к архитектурному облику города, так и к истории Уфы. А ещё – крайнего неуважения к своим гражданам, к народным традициям.

Бордель для нуворишей?

Другая известная баня, что располагалась по улице Коммунистической, была снесена в первой половине нулевых годов. Эта баня действительно спасала жителей нагорной части Ленинского района Уфы, поскольку их дома расположены на крошечных земельных участках, где отсутствует возможность строительства частной бани. Теперь на месте «коммунистической бани» высится многоподьездный многоэтажный жилой дом, на первом этаже которого открыты офисы, магазин, и… массажный салон, со слов местных жителей, репутация заведения далека от безупречной.

Новых бань в Уфе не строят с советских времён. А в старых изменилась только цена – за копейки уже не помыться, выкладывай двести рублей, а то и больше. Хотя набор услуг остался тем же. Количество мест не увеличилось, количество душевых осталось прежним, на сорок человек два душа, шесть-восемь кранов для набора воды.

Конечно, если ты ходишь в баню для удовольствия, вероятно можно позволить себе понежиться в парилке и за более высокую цену. Но в сугубо помывочных целях не всякий пенсионер с пенсией в пять тысяч рублей сможет выкроить из бюджета даже льготную сотню.

Менеджеры-банщики возразят мне, посетуют на высокие тарифы на электроэнергию, воду, тепло, на убыточность банной индустрии. Но предприятия по факту муниципальные, почему бы городу не отстегнуть из казны парочку-другую дотаций?

На смену общественным баням приходят частные сауны для нуворишей. За ними будущее? Как оказалось, нет. Роспотребнадзор предложил новые санитарные нормы для бань. Их хозяев обяжут организовать озеленение территории, которой у большинства из них почти нет. Площадь парилки должна составлять не менее десяти квадратных метров. Планируется запретить мягкую мебель, этим Геннадий Онищенко, вероятно, стремится обуздать проституцию. Ведь известно, что немалую часть прибылей устроители банного дела получают от реализации билетов на так называемые почасовые посиделки с известными целями – выпивкой, мальчишниками, девичниками. Стоимость часа за это удовольствие составляет от одной до трёх тысяч рублей за час. Конечно, такой банный бизнес не назовёшь убыточным, но хотелось бы, чтобы сохранились и традиционные общественные бани, без которых Россию невозможно представить.

Искусство делать пар

Чего стоят ритуалы, которые существуют во всех общественных банях, в том числе и наших уфимских. Традиции предновогодней бани, привычка париться по определённым дням… В баню, что по улице Новомостовой, ходят группами – это так называемые четверговские и средовские компании (от названия дней календаря). У тех и других свои «штатные» творцы пара.

О, это без преувеличения искусство. Не всякому доверят эту миссию. Парную вначале освобождают, проветривают, моют, сушат. После чего самый «термостойкий» приступает к процессу, который любители прогреться называют «делать пар». Тут мелочей нет, ведь ставится задача создать «вкусный» и лёгкий пар. На это уходит около 20-30 минут. В награду за терпение и ожидание парильщики попадают в атмосферу, нагретую почти до 80-90 градусов. Когда парная заполняется народом, заходит автор, тот, кто делал пар. Его встречают аплодисментами, благодарят. Затем приступает к работе штатный махальщик – человек, нагнетающий берёзовым или еловым веником горячий воздух в парной. Вот когда наступает верх блаженства для банных гурманов, пар проникает в тело, пробирает все косточки. Но он не должен шпарить, не должен обжигать. Одним словом, баня дарит только добрые эмоции и приятные ощущения, она даже воспитывает: здесь запрещены мат, разговоры на скабрезные темы. Более того она уравнивает всех. Здесь представители самых разных классов становятся приятелями, хотя, как признаются сами, «в жизни, может быть, никогда бы и не общались».

Баня как российский бренд

На мой, заядлого парильщика, взгляд, общественные бани в Уфе нужно сохранить. При кажущейся второстепенности затронутой сегодня темы, она все-таки остается злободневной. Тенденции социальной политики государства таковы, что оно всё дальше и дальше уходит от своих попечительских функций, в числе которых и поддержка общественных бань. И здесь не следует рассматривать их как один из символов нашей отсталости, нерешённости коммунальных проблем. Бани необходимо не только сохранять, но и строить новые. Если во всем мире они канули в лету, не выдержав конкуренции с коммунальным раем благоустроенных квартир, то в нашей стране они остаются ни много ни мало национальным брендом, также как и русский балет. Почему москвичи никогда не позволят разрушить знаменитые Сандуновские бани, которые Фёдор Шаляпин называл «царь-банями»? Почему так любят петербуржцы свои знаменитые Мытнинские и Ямские, Балтийские и Ярославские, Дегтярные и Казачьи общественные бани? Да потому что это органичная часть городов с их культурой, историей, традициями. Так же органично функционировала в Уфе Вахмянинская баня, которой вынесен приговор без учёта мнения горожан. Или ещё не вынесен?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.05.2013 12:36
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх