// // По вине уфимской администрации старики-инвалиды и дети лишились дома, денег и надежды на справедливость

По вине уфимской администрации старики-инвалиды и дети лишились дома, денег и надежды на справедливость

909

Как украсть миллион у того, у кого его нет

Сложившаяся в последние годы практика показывает, что при сносе дома его владельцы вместо равноценной компенсации получают только головную боль, беготню по кабинетам и приключения на известное место. «Может, хватит глумиться над детьми и инвалидами?! Нас и так уже лишили всей собственности!» – крик души одного из таких горемычных собственников заставил редакцию обратить на его проблемы пристальное внимание.

Сложившаяся в последние годы практика показывает, что при сносе дома его владельцы вместо равноценной компенсации получают только головную боль, беготню по кабинетам и приключения на известное место.

«Может, хватит глумиться над детьми и инвалидами?! Нас и так уже лишили всей собственности!» – крик души одного из таких горемычных собственников заставил редакцию обратить на его проблемы пристальное внимание.

«Прошу разобраться в нашей тяжелейшей ситуации. Я отец двух несовершеннолетних детей, сын родителей-инвалидов. Вступившим в законную силу решением Орджоникидзевского суда от 28.04.2011 года нас всех – меня, двоих моих детей, которых я воспитываю в одиночку, моего брата и родителей-инвалидов в одночасье лишили крыши над головой, поделив невообразимо малую сумму компенсации за квартиру 1418000 рублей на шестерых. Реальная стоимость этой квартиры 2 миллиона 300 тысяч рублей, есть отчет об экспертной оценке, однако судья даже не приобщила его к делу. Мы лишились почти миллиона рублей!».

Эти строки написал Вячеслав Хабибуллин, вынужденный бороться за выживание с муниципальной властью, лишившей его и его семью и так не очень обеспеченного, но устоявшегося жизненного уклада.

Действительно, тех денег, что администрация города выделила Хабибуллиным в качестве компенсации за двухкомнатную квартиру в сносимом доме, в лучшем случае хватит на покупку небольшой однокомнатной, да и то на «задворках» города. Но Вячеслав не просит комментировать ее действия или как-то поменять ситуацию по выселению. Он лишь просит разъяснить – на каком основании муниципальная власть в лице главы администрации господина Ялалова и юристов вышеназванной структуры пытаются лишить их компенсации потраченных в процессе выселения и переезда средств. Кстати, накопленных престарелыми родителями на смерть.

Для справки: В соответствии с ч.7 ст. 32 ЖК РФ «при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду».

В данном случае законодатель прямо предписывает к возмещению и предстоящие убытки, связанные с изъятием жилого помещения. Но юристы администрации города не признали требований выселенных. Более того, они вообще подвергли сомнению сам факт переезда. Акт выполненных работ компании-перевозчика был назван бездоказательным.

В решении суда от 28.04.2012 года четко написано: «Изъять квартиру №5 в доме №55 по ул. Ш. Руставели, общей площадью 52,8 м, путем выкупа с выплатой стоимости в 1418000 руб.», а уже потом «прекратить право собственности на вышеназванную квартиру», что подразумевает собой исполнение ВСЕГО решения суда, а не его части. Но по всему выходит, что для администрации города важно только людей выселить (дабы освободить занимаемую жилплощадь), а за выкупом они должны бегать сами и выпрашивать его у муниципалитета.

По теме

В результате выкупную стоимость Хабибуллины получили только 23.01.2012 года. Почти через год! Юристами администрации попираются не только законные интересы граждан, но чисто человеческие понятия. Дети и инвалиды выселены из дома, стариками истрачены все «смертные» деньги, во всех просьбах им отказано.

Вячеслав Хабибуллин уже много раз обращался в прокуратуру и городскую, и республиканскую. В конце концов он пошел к юристам, которые, исследовав документы, пришли к выводу, что городской администрацией нарушены многие положения жилищного и земельного законодательства при изъятии земельных участков, находящихся под многоквартирными домами, в том числе по улице Ш.Руставели, 55.

Прокуратурой Уфы было вынесено представление в адрес уфимской администрации с требованием соблюдать земельное и гражданское законодательство, Конституцию и права граждан в данном конкретном случае. Но впустую. Администрация и не собиралась выполнять требования прокуратуры. Очередные процессы в Орджоникидзевском и Октябрьском судах Уфы об установлении в нормативных размерах границ земельного участка под домом по ул.Ш.Руставели, 55 тоже ничего не дали.

Однако в ходе судебного процесса по иску об установлении границ земельных участков начали выявляться истинные причины того, почему администрация города никак не желает выкупать у собственников помещений в аварийных домах принадлежащие им доли на земельные участки.

Эти причины кроятся в том, что городская администрация при фактическом пособничестве Управления Росреестра и Кадастровой палаты вообще не признает наличие каких-либо прав собственников помещений на поддомовые земельные участки.

Нарушать законы легко и даже приятно, если законы подведомственные и, к тому же, приносят ощутимую прибыль. Опираясь на такой базис, надстройке в лице Администрации очень просто водить за нос просителей и ходоков, досаждающих жалобами и петициями.

Взять хотя бы тот факт, что администрация, не решив вопрос об изъятии земли под аварийными домами там, где расположен дом по ул. Руставели, 55, уже фактически начала размежевывать территорию, совершенно не заморачиваясь тем, что к проекту планировки, по которому должно проходить межевание, еще и не приступали.

Администрацией принято постановление №6877 от 02.12.10 г. «О разработке проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Шота Руставели, Российской, Львовской и Ладыгина в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Из него следует, что ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» разрешено проводить разработку документации по планировке – проекта планировки и проекта межевания территории указанного квартала. Это постановление принято по заявлению все того же ГУП «ФЖС РБ», претендующего в будущем на приобретение в установленном порядке в аренду сформированные на территории квартала земельные участки в целях осуществления на них жилищного или иного строительства.

Интересно, а в постановлении о перераспределении земельного участка №02:55:020209:25, где находится дом по Руставели, 55, указала ли администрация, что он находится в общей долевой собственности? Конечно же, нет, а иначе как бы тогда администрация могла обосновать тот вопиющий факт, что своим решением она пытается распорядиться чужим имуществом? Тогда такое постановление носило бы уже явные признаки его незаконности. Поэтому администрация, по всей видимости, и указала в этом постановлении, что участок находится в государственной собственности.

Администрация никогда не считалась с императивными нормами жилищного законодательства о принадлежности собственникам помещений в многоквартирном доме занимаемого этим домом земельного участка. Примером служит ее ответ в письме №01-04-2282 от 27.05.11 г. о «переходе в силу закона» к администрации доли на земельный участок без выплаты ее выкупной цены в связи с изъятием жилого помещения». Явная попытка ввести в заблуждение заявителей и прокуратуру, придать флер законности своим действиям по «внесудебному отъему» чужого имущества путем «перераспределения» земель.

По теме

И весьма существенен тот факт, что этим постановлением перераспределены земельные участки, занимаемые несколькими домами (а возможно, и всеми домами в квартале). Ведь в этом случае оно затрагивает уже интересы множества собственников помещений, т.е. носит массовый характер.

Заявление в Росреестр о постановке на учет новых участков было подано в феврале 2009 года с приложением описания земельного участка, изготовленного по заявке ФЖС. Однако на тот момент не было принято даже постановления администрации от 02.12.10 г., разрешающего ему разработку документации по планировке. Оно появилось только через два года, в декабре 2010. А в нем (Внимание!) написано: «Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.07.2008 г. №4050 «О разработке проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного проспектом Октября, улицами Шота Руставели, Российской и Депутатской в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» считать утратившим силу со дня принятия настоящего постановления».

Потрясающе! Значит, администрация еще в 2008г. разрешила ФЖС разработку документации по планировке этого же квартала. Очевидно, что фонд этого не сделал. Время вышло, и администрации пришлось отменить прежнее постановление и принять новое. Тем не менее, ФЖС и пальцем не шевельнул.

Но ведь основанием для подачи заявления об утверждении границ сформированных земельных участков путем перераспределения существующих участков могла стать только утвержденная документация по планировке территории квартала! А ее как не было, так и нет.

Небывалое, оказывается, бывает…

Отдельно отметим, что сам по себе факт перераспределения земельных участков вовсе не является основанием для прекращения права собственности на такие участки. Просто возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки. Никаких соглашений жители-собственники помещений дома по ул. Ш.Руставели, 55 с администрацией (как с собственником части помещений в данном доме) о перераспределении земельного участка № 02:55:020209:25 не заключали, поручений о подаче от их имени заявлений никому не давали.

Согласно п.1 ст.69 ЗК РФ «Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда». Согласно ст.4 ФЗ от 18.06.01г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» «Основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения».

Но почему Управление Росреестра по РБ в лице своего уполномоченного органа ФБУ «Кадастровая палата» по РБ не обнаружило столь существенные нарушения администрацией земельного и жилищного законодательств?

Орган кадастрового учета обязан проверять наличие правовых оснований для обращения заявителя, в т.ч. при снятии объекта с кадастрового учета.

По всей видимости, при подаче администрацией города или ФЖС заявления о снятии с учета земельного участка, Кадастровая палата посчитала таким основанием сам факт наличия в ГКН сведений о его нахождении в государственной собственности. А то обстоятельство, что они явно противоречат положениям о нахождении земельного участка в общей долевой собственности, то есть они являются недостоверными, кадастровая палата, выходит, «проглядела». Но ведь не зря для таких случаев прежний орган кадастрового учета – Роснедвижимость (правопреемником которого является Росреестр) дал специальные разъяснения о порядке выдачи сведений из ГКН в отношении земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.

Может быть, кадастровая палата «не знала», что данный участок занят домом по ул. Ш.Руставели, 55? Управление Росреестра именно таким образом пыталось в суде выгораживать свой «подопечный» орган, указав, что «...определить, что данный земельный участок занят многоквартирным домом, не представлялось возможным».

По теме

Вот так, ни больше, ни меньше: не имеет орган кадастрового учета возможность сопоставлять сведения в ГКН о нахождении учтенных объектов недвижимости на учтенных земельных участках – и все тут! Однако это утверждение не соответствует действительности. В кадастровом плане территории рассматриваемого квартала от 04.10.10 г., в котором расположен дом по ул. Ш.Руставели, 55, имелись границы земельных участков и все объекты недвижимости, находящиеся в этом квартале.

На официальном сайте Управления можно найти публичные кадастровые карты, на которых по кадастровым номерам земельных участков можно установить почтовые адреса расположенных на них многоквартирных домов и иных объектов, и наоборот, по адресам объектов можно установить кадастровые номера участков. Все эти данные являются общедоступными.

Так что «оправдание» Управления за действия подчиненного ему органа не более чем попытка оградить его от ответственности. И еще: межевание кварталов в городе Администрация осуществляет не «в чистом поле», а на плотно застроенной территории, в жилой зоне, потому глупо Росреестру утверждать о своем «незнании» того обстоятельства, что такое межевание всегда затрагивает права собственников помещений.

Ну ладно, казалось бы, случилась эдакая «техническая накладочка», и лишь по этой причине земельный участок под домом по ул. Ш.Руставели, 55 «канул в небытие», якобы по ошибке снятый с кадастрового учета.

Но не все так просто. В суде Управление Росреестра утверждает, что права собственников помещений в многоквартирном доме могут появиться только в случае их обращения в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Но жилищным законодательством установлено, что в момент постановки земельного участка на кадастровый учет у собственников помещений в многоквартирном доме автоматически появляется право общей долевой собственности на занимаемый этим домом земельный участок. Поэтому данное утверждение Управления прямо противоречит закону. И это утверждает орган, призванный проводить правовую экспертизу представляемых документов на объекты недвижимости! Просто удивительно дремучая безграмотность!

Но вот что по-настоящему настораживает. Отзыв Управления Росреестра, подписанный начальником правового отдела, по сути представляет собой официальную позицию Управления в его отношении к правам собственников помещений в многоквартирных домах на земельные участки под ними. А это означает, что Управление не признает сам факт права общей долевой собственности на поставленные на кадастровый учет земельные участки под многоквартирными домами у собственников помещений в этих домах. А, стало быть, вовсе не намерен руководствоваться в своей деятельности специальными положениями жилищного законодательства и не станет требовать того же от подчиненной ему Кадастровой палаты. А это означает, что они создают благоприятные условия для систематического нарушения администрацией города и уполномоченными ею лицами прав собственников помещений на такие земельные участки. Иначе, как пособничеством администрации в незаконных действиях, такую позицию государственных органов и не назовешь. Чем не предмет для принятия мер прокурорского реагирования?

Закон, регулирующий порядок проведения кадастрового учета, требует обязательного проведения подготовки, согласования, публичных слушаний проекта планировки и проекта межевания территории и последующего их утверждения органом местного самоуправления. Кадастровая палата просто обязана была, исходя из этих требований (п.10 ст.38 Закона о ГКН и п.3 ст.11.3 ЗК РФ), выявить, что администрация никак не могла утвердить границы новых земельных участков в отсутствие документации по планировке. Но в нарушение закона кадастровая палата преспокойно поставила на учет новые участки, попутно сняв существующие как «перераспределенные».

Никаких, даже формальных, оснований для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка не имелось и не имеется! Так почему он был снят с учета? Ведь решение органа местного самоуправления о его «перераспределении» не является само по себе основанием для снятия с учета прежнего участка и постановки на постоянный учет образованного из него другого участка – для этого необходима государственная регистрация права.

По теме

Закон о Государственном кадастре недвижимости обязателен для исполнения органом кадастрового учета. Но даже эти общие требования закона не исполняются! Такое чувство, что горе-специалисты из кадастровой палаты, что называется, вообще «ни в зуб ногой» в Законе о ГКН и иных руководящих нормативных актах. Вот где раздолье для Администрации и «приближенных» к ней организаций! Ведь в таком случае она может «кромсать» территорию города и так, и эдак – все возможно, только надо постановление соответствующее о «перераспределении» принять – и вперед! А уж Росреестр с кадастровой палатой поперек желаний местной власти не встанут…

Кроме всего прочего, Управление Росреестра по РБ заявляет, что оспариваемого жителями спорного участка вроде бы как и нет. Он прекратил свое существование в связи с государственной регистрацией аренды за ГУП «ФЖС РБ» на вновь сформированный участок. Под другим номером. Правда, согласно данным, содержащимся на официальном сайте Управления, на этот участок ничьих прав еще не зарегистрировано, но представитель Росреестра в суде прилюдно утверждала обратное. Все указанные действия выполняются победителем торгов уже после приобретения права на основной земельный участок.

Однако, насколько известно, Администрация не принимала решения о продаже права аренды квартала для его комплексного освоения, а ГУП «ФЖС РБ» не обращалось туда с этим заявлением. И вообще – принятие такого решения возможно только для свободных от застройки территорий.

Предоставление потенциальному застройщику права на будущее строительство в границах застроенного квартала возможно исключительно после расселения и сноса аварийных домов, выкупа объектов и земельных участков и т.п. Только тогда он вправе претендовать на приобретение без проведения торгов права аренды или собственности на земельные участки для строительства.

Следовательно, весь квартал или его часть мог быть предоставлен ГУП «ФЖС РБ» только в случае приобретения им на торгах права на заключение договора о развитии территории, последующей полной «расчистки» квартала, разработки и утверждения документации по планировке и заключения договора аренды на сформированные на территории квартала земельные участки. Ничего этого нет и в помине.

Администрация Уфы при решении вопросов застройки грубо нарушает множество положений градостроительного и земельного законодательства, фактически создав систему «обхода» их требований, преподнося конкретным застройщикам «лакомые куски» в виде центральных городских кварталов. При этом она не считается с законными интересами жителей этих кварталов, противопоставляя им интересы собственные.

Заблаговременно «закрепив» статус «застройщика квартала» за конкретным лицом (в данном случае – ГУП «ФЖС РБ»), когда торги, проводимые, к тому же, в отсутствие документации по планировке, по сути исключают участие в них других заинтересованных лиц, руководство города впрямую нарушает их право к участию в приобретении земельных участков для осуществления строительства.

И как людям, издающим законы, не знать Законодательство?! Иначе чем объяснить планомерное игнорирование права собственников жилья на землю, занимаемую этим жильем и поставленную на кадастровый учет? Злонамеренностью? Жаждой наживы? Скажем откровенно – мало кто сомневается, что так оно и есть…

Изобретенный Администрацией способ «внесудебного изъятия» земельных участков, без документов и выплаты компенсации за «изъятое» таким способом имущество грубо нарушает не только требования Жилищного кодекса России, но и конституционные права собственников. Ведь согласно п.3 ст.35 Конституции РФ «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

Едва ли с десяток граждан-собственников, проживающих на территории квартала, сможет в настоящее время получить по решениям суда компенсацию за изымаемые у них доли на земельные участки. А как быть с этим правом у остальных десятков и даже сотен граждан, у которых по решению суда снесли жилье, на получение компенсации за фактически изъятые земельные участки? А ведь, исходя из высокой рыночной стоимости земельных участков на территории города, общая сумма компенсации должна составить многие миллионы и даже десятки миллионов рублей! Кто «нагревается» на обманутых администрацией людях? Она сама.

Хотя… Созданная Администрацией система нарушений законодательства в принципе невозможна без прямого попустительства или даже соучастия государственных органов – Управления Росреестра по РБ и Кадастровой палаты по РБ. Их юридически безграмотные, а порой и явно намеренные действия по игнорированию законов создают для городского начальства благоприятные условия для наглого «внесудебного отъема» земельных участков у их собственников.

Борьба за справедливость – дело благое, но неблагодарное. Особенно если силы неравны. И пока власть и ее средства находятся в руках людей, способных отобрать у детей, стариков и инвалидов последнюю надежду, никто не может считать себя защищенным от этой власти.

Опубликовано:
Отредактировано: 07.03.2013 23:21
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх