Версия // Общество // В Уфе под прикрытием лозунга о благоустройстве города уничтожаются уникальные памятники архитектуры

В Уфе под прикрытием лозунга о благоустройстве города уничтожаются уникальные памятники архитектуры

4037

Государством больше не охраняется

В разделе

Несколько лет назад, когда в Уфе в очередной раз начался массовый снос памятников архитектуры, республиканские чиновники поспешили успокоить озабоченную этим безобразием общественность: дома, дескать, аккуратно разбираются и свозятся в специальные ангары на консервацию, где в целости и сохранности будут ждать торжественного и радостного для столицы республики часа. Правда, час сей– открытие музея – не был озвучен.

У общественности вызвал недоумение выбор места для нового учреждения культуры, которое никак не ассоциируется с историей Уфы, да и добираться до него совсем непросто (по уже уточненным в прошлом году данным, это территория, ограниченная улицами Менделеева, Сагита Агиша, проспектом Салавата Юлаева и парком Лесоводов Башкирии). Да кто же к ропоту народа прислушается?

Распоряжение правительства Республики Башкортостан «О создании государственного учреждения Республиканского историко-культурного музея деревянного зодчества» № 1345-Р подписано 2 декабря 2009 года,

первичная регистрация учреждения состоялась 9 августа 2010 года. В графе «вид деятельности» при этом написано: «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий».

Вместо купеческих домов – американские вигвамы?

Тем временем список уничтоженных с 1990 года уфимских зданий-памятников, как стоящих на государственной охране, так и вновь выявленных, давно уже разменял вторую сотню. Насилие над историческим обликом столицы Башкортостана, уничтожение его центра, ещё 20-25 лет назад отчётливо хранившего черты нарядного губернского города, набирает устрашающие темпы. Ускорился этот процесс после принятия республиканской программы по сносу ветхого жилья, которая реализуется у нас весьма своеобразно: сносятся не ютящиеся на окраинах, на косогорах убогие строения, не бараки, а старинные здания в историческом центре Уфы, многие из которых охраняются государством.

Новую угрозу лицу города, в котором родились Михаил Нестеров, Сергей Аксаков и Сергей Довлатов, пел Фёдор Шаляпин, танцевал Рудольф Нуриев, несёт начавшаяся в Уфе подготовка к проведению в 2015 году международных саммитов Шанхайской организации сотрудничества и стран БРИКС. Похоже, в связи с разворачивающейся стройкой мы не досчитаемся ещё нескольких десятков памятников архитектуры.

Как заявил журналистам в августе прошлого года на состоявшейся в ИА «Башинформ» пресс-конференции советник президента республики по архитектуре Ришат Муллагильдин, Уфа должна превратиться «в современную евразийскую столицу, в комфортный и благоустроенный город».

По этой причине изменился до неузнаваемости и первоначальный план строительства Республиканского историко-культурного музея деревянного зодчества. Теперь заявлено об открытии этнопарка. Чиновник назвал это имиджевым проектом, направленным на привлечение иностранцев: «…чтобы к нам приезжали всё больше гостей со всего мира, чтобы не стыдно было им город показать» Потом, видимо, сообразил, что есть ещё уфимцы, которые здесь живут постоянно, добавил: «И чтобы было, куда сводить своих детей. Это будет не просто музей, а познавательно-культурный и досуговый центр». Долго и увлечённо рассказывал советник президента об этом самом досугово-познавательном составляющем: возможности обучиться чайной церемонии, старинным ремеслам и японскому языку, о скамейках, ресторанах, гостинице.

Предполагается, что на 10 гектарах разместятся две тематические зоны: старая Уфа и «изюминка» парка - международная деревня. «В первую часть войдут утраченные и восстановленные по фотографиям уникальные памятники архитектуры города, - пояснил Ришат Муллагильдин. - Во второй будут представлены памятники мировых образцов зодчества Кореи, Японии, Китая, Германии, Финляндии, Дании, Норвегии, Англии, Америки». Почём забугорные «оразцы»? Ясно, недешёвые.

Кладбище памятников

Планами воссоздания уголка старой Уфы на той встрече поделился хорошо освоившийся в этой должности директор несуществующего пока музея Марат Ханнанов:

- В сентябре-октябре мы готовы начать восстановление двенадцати разобранных деревянных домов. Многое зависит от финансирования. Инвесторы-застройщики, разобравшие в свое время эти дома, обязаны их восстановить.

Давно минули сентябрь-октябрь 2012-го. Прошло семь месяцев после тех разговоров. На днях решила поинтересоваться судьбой «законсервированных» домов у Марата Ханнанова.

- Эти брёвна - муниципальная собственность, а не республиканская. Разбирали дома ОАО «Интеграл» и ООО СУ-4. Они и должны передать нам всё в восстановленном виде, - ответил он.

- Но вы директор, эти дома – будущие экспонаты музея, поэтому вы, наверняка, следите за тем, в каком они состоянии? - пытаюсь я выудить нужную мне информацию.

- Экспонаты? В таком виде, в каком они хранятся.., - замялся Марат Рифович.

- В каком? Дома не сгнили, надеюсь?

Дальше разговор по кругу – о том, что директор музея не имеет отношения к разобранным домам, и, следовательно, вопрос об их сохранности – не к нему…Но спасибо – подробно описал, как проехать к бесхозным, похоже, экспонатам. Как выяснилось, муниципальная собственность хранится на территориях, принадлежащих двум учреждениям культуры – Башкирского государственного театра оперы и балета и Башгосфилармонии. Оба они находятся в ведении Министерства культуры.

Впрочем, слово «хранится» здесь неуместно. Дома скорее похоронены. Об этом можно судить по снимкам, которые я сделала, утопая по пояс в снегу, рядом с общежитием Башгосфилармонии, что в Кузнецовском затоне. После этих съёмок всё ещё не могу придти в себя от увиденного: даже не сложенные, а сваленные в беспорядке брёвна, покрытые во многих местах плесенью; растрескавшиеся, почти рассыпавшиеся резные наличники, когда-то украшавшие изумительной красоты дома… Всё это уже несколько лет лежит под снегом и дождём и никем не охраняется. Похоже, никто их и не собирается восстанавливать. Может, изначально не собирался?

Выходит, чиновники от культуры и городские чиновники, распоряжающиеся землёй, цинично обманули общественность? Выходит, безжалостно уничтожили памятники культуры, которые принадлежат всем нам. Так неужели никто не ответит за это преступление? Ведь даже усы, приклеенные маленьким озорником к бюсту известного революционера, по закону расцениваются как акт вандализма, а тут …

Сколько ещё преступлений свершится?

Удастся ли спасти то, что ещё осталось? Боюсь делать прогнозы после увиденного. В центре города ещё сохранились здания, составляющие уфимского лица необщее выражение. Но многие из них нужно срочно спасать. Еще несколько лет - и может оказаться поздно. На ладан дышит Спасский храм, вдобавок ко всему лишившийся части своей территории. Семь лет разрушается, растаскивается уникальный образец здания «лепнинного стиля» второй половины XIX века - усадьба дворян Россинских на углу улиц Цюрупы и Заки Валиди. То же самое происходит с красивейшими памятниками архитектуры - бывшей гостиницей «Эрмитаж» и доходным домом купцов Видинеевых (ул. К. Маркса, 13 и 15). 9 лет они стоят с разобранной крышей, стыдливо прикрытые занавеской с изображением того, что будет после реставрации. Под слоем пыли изображения уже и не видно. И в реставрацию теперь мало кто верит. Похоже, эти дома намеренно доводятся до ветхого состояния, чтобы можно было признать не подлежащими восстановлению и снести. Еще проще, если здания растащат по кирпичику. Или, как в доме № 96 на улице Коммунистической, случится пожар… Одно обнадёживает: 100-150 лет назад строили основательно. Несколько лет стоит без крыши и окон Вахмянинская баня (ул. Чернышевского, 121), а её полутораметровым стенам - хоть бы что! Это вам не помпезный Конгресс-холл, который то трещинами идёт, то сползать в овраг начинает.

Почему дома не реставрируются? «У города нет денег», - объяснил это на последнем заседании Общественного совета по сохранению культурного наследия и памятников архитектуры при Администрации Уфы её глава Ирек Ялалов. И пообещал, что на бюджетные деньги всё же будет отреставрирована усадьба Кузякиных. Понятно, нет денег и у республики. Но откуда-то же они возьмутся на покупку японских пагод, корейских ханоков, и всяких там норвежских стуве! Что, американские вигвамы и финские коты гораздо важнее для развития наших детей, чем знание собственной истории, чем культура, которая создавалась их предками?

И лукавят чиновники, когда говорят, что нет инвесторов, которые бы вложились в реставрацию. Они есть! Желающие купить и реставрировать старые дома, чтобы открыть в них гостиницы или рестораны время от времени появляются. Почему не свершаются сделки? Тут не приходится гадать – в историческом центре земля о-о-чень дорогая. Потому её выгоднее продать очередному, куда более жадному, чем чеховский, лопахину, который разрушит всё до основания и возведёт очередную многоэтажку. Ермолай Алексеевич хоть не скрывал, почему вырубает вишнёвый сад. Наши «строители нового мира» так хорошо умеют прятаться за красивые фразы, что наивный человек заслушается. Так на пресс-конференции «Строительство в мегаполисе: с какими трудностями сталкиваются городские власти и застройщики Уфы и Башкирии при комплексной застройке территории?», которую в конце марта провела «Комсомольская правда в Башкортостане», директор отдела продаж ЖК «Уфимский кремль» Алексей Щежин разве только не запел, рассказывая о том, каким благим делом они заняты: «Был квартал с деревянными строениями, а вырастет современный - с многоэтажными домами, с хорошей инфраструктурой. Это будет новое лицо Уфы». На реплики журналистов о том, что эти многоэтажки возводятся рядом с охранной зоной – улицей Октябрьской Революции, бывшей Большой Казанской, ответил заместитель гендиректора ЖК «Уфимский кремль» Рустем Гареев: «Наши дома – за охранной зоной». Заместитель начальника управления по перспективному развитию города Главархитектуры администрации Уфы Галина Чиглинцева тоже заверила, что «всё регламентируется законодательством». Да мало кто спикерам поверил. Это сколько машин должны ежедневно подъезжать к этим многоэтажкам (жить-то в центре города будет народ не бедный)? Значит, возникнет необходимость расширять улицу, вырубать деревья… Подобные опасения, как правило, всегда сбываются. На моем журналистском веку проверено многократно. Вот и гниющие семь лет останки уникальных памятников деревянного зодчества – тому подтверждение.

Никто не против строительства нового жилья. Но почему бы не строить его в Затоне? Зачем уродовать исторический облик Уфы? Чтобы демонстрировать «гостям со всего мира» убогий наш вкус, заставив центр безликими многоэтажками, зданиями из снов героини романа Чернышевского - Веры Павловны? Кстати, на упомянутой пресс-конференции Галина Чиглинцева так толком и не ответила на вопрос коллеги о том, почему так затянулась давно обещанная реализация программы строительства Забелья…

Вопросы, вопросы…

Как чиновники отреагируют на обнародованный мной факт уничтожения памятников архитектуры? Понесёт ли кто-то наказание? Или опять всем всё сойдёт с рук? Общественное мнение в республике давно игнорируется. Примеров тому много. В начале 80-х прошлого века в центре города был воссоздан кусочек улицы XIX века. Здесь располагался этнографический музей. Спустя 20 лет его снесли, чтобы поставить уродливое здание, к которому так и не могут привыкнуть глаза, запомнившие тот уютный мемориальный комплекс рядом с аллеей из голубых елей. Увы, снесли и ели…Руководство МУП «ИСК г.Уфы» - заказчика застройки квартала - вызвало на подмогу милицию, чтобы усмирить жителей, попытавшихся противостоять этому вандализму.

Похоже, музею не суждено состояться. Проект «Музейный комплекс деревянного зодчества» изначально воспринимался горожанами как профанация. Дома хороши и органично смотрятся там, где они стоят. Представим, что с лица убрали нос, переставили его на ягодицу... Стоит ли кидать огромную сумму денег на возведение развлекательного парка, прикрываясь фразами о сохранении памятников? Не направить ли эту сумму на спасение того, что ещё имеем?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.04.2013 17:51
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх