// // Классик писал, что красота спасёт мир. Но и сама красота наших гор, рек, озёр нуждается в защите и спасении. Среди них – башкирские шиханы

Классик писал, что красота спасёт мир. Но и сама красота наших гор, рек, озёр нуждается в защите и спасении. Среди них – башкирские шиханы

800

«Торатау-2013»: борьба и творчество с любовью в душе

13
В разделе

Есть у нас на планете места, в которые влюбляешься. Куда хочется возвращаться, как к родной бабушке, и не только потому, что она угощает пирогами, а ещё потому, что в её доме душа и сердце наполняются тихой радостью. Именно в таком удивительном месте 25 августа уже в третий раз прошёл этно-фестиваль «Торатау», на сей раз обретший статус «международный». Праздник у подножия древних шихан разделили более 10 тысяч человек.

Главный организатор фестиваля – кураист с мировым именем Роберт Юлдашев в этом году собрал замечательных музыкантов, очень разных, но исключительно увлечённых и открытых, выступавших с полной отдачей. Раньше не раз с огорчением замечала, как заезжие «звёзды» выступают на сценах Уфы как-то сухо, формально, будто отливают на заводе очередную серийную деталь. На «Торатау» всё было по-настоящему. Оттого и слушатели, собравшиеся на открывавшую фестиваль композицию группы «Курайсы», так, не расходясь даже в дождь, пробыли близ сцены (или на крытых трибунах) весь день. В очередной раз порадовалась особенности нашего преимущественно степного народа – на капли с неба реагировать по-детски – радостными улыбками и возгласами, в точности как в написанных, видимо, о нас строках Юрия Шевчука: «Вышли все под дождь, хором что-то пели и плясами, чёрт возьми! Позабыв про стыд и опасность после с осложненьем заболеть,.. как салют встречали гром».

Урок толерантности, или Муз-ассорти

Удивительно то, что разношёрстная публика с приятием и вниманием относилась к разной музыке. Деревенские бабушки и дедушки не разошлись и прислушивались к довольно тяжёлым рок-обработкам тувинских мелодий группы «Ят-ха», неформальная молодёжь не стала нос воротить от выступления эстрадной дивы, величественной Хании Фатхи, и к совершенно не типичным для нашего региона кельтским, африканским и латиноамериканским мелодиям народ отнёсся с интересом и одобрением.

На сцене, установленной у подножия горы Торатау, очень органично смотрелись суровые и непоколебимые башкирские «сэсэны» – Ильгам Байбулин, игравший на думбыре и передававший низким горловым пением эпизоды из эпоса «Урал Батыр», и аккомпанировавший ему на барабане Алекс Степанов.

С лирично-протяжного соло на курае начали своё выступление наши восходящие звёзды world-music – группа «Аргымак». Поприветствовав на языке древнего духового инструмента шиханы, они добавили гитарно-ударно-электронного драйва, и устоять на месте стало невозможно.

Многим больше всего запомнились гости с далёких континентов – пластичные, яркие и быстрые, словно пламя, барабанщики из «Африка Зулу Шоу» и неимоверно экзотичные во всех своих перьях-бусах-мокасинах-мехах эквадорские индейцы «Wayra Nan» (переводится «Путь Ветра»). Как танцевать под непонятные дудочки и там-тамы вскоре все сообразили – народная музыка вновь доказала, что все мы, если снять шелуху, «одной крови».

Чуть сложнее было с изысканной, утончённой музыкой ранней Европы в исполнении екатеринбургской группы «Флос Флорум». Исторические костюмы, скрупулёзно восстановленные старинные инструменты и мелодии требовали от зрителей повышенной внимательности и чуткости. Впрочем, харизма и молодой задор музыкантов помогли смягчить сложные моменты. А выступавшие позже московские «шотландцы» из «City pipes» весёлым исполнением на волынках и барабанах не только традиционных мелодий, но и рок-хитов и вовсе вытряхнули из голов остатки условностей. О, как же я хохотала, когда обнаружила, что у сцены, так же, как и я, на корточках, застыло несколько фотографов – все мы, не сговариваясь, начали рьяно фотографировать бодро марширующих по сцене в юбках-килтах мужиков, и все – с нижнего ракурса!

По теме

А что творила на сцене группа «Ят-ха» из Республики Тыва и вовсе не передать. В этом году я их видела на мажорном подмосковном фестивале, где они отыграли традиционно сильно (достойно звания обладателей награды BBC Radio 3 World Music Awards), но… Только зрителям «Торатау-2013» досталось столько искренности, неистовой радости и поддержки. «Мы приехали по приглашению великого музыканта Роберта Юлдашева и чтобы помочь защитить шиханы», – поведал со сцены свою позицию солист группы Альберт Кувезин после того, как спел две протестные песни – традиционную тувинскую и на мотив Боба Марли (тоже с характерным для «Ят-хи» саундом и горловым пением). Пришедшая к группе всемирная известность не испортила их нрав, они были открыты для общения: со сцены вели искренний музыкальный диалог, а вне сцены к ним мог подойти любой из слушателей и подолгу с ними беседовать. И, затеяв очередное совместное со зрителями пение, харизматичный Альберт добавил: «Только так, вместе, мы сможем чего-то добиться. В том числе радости и мира!».

Эксперименты на сцене – смешение без диффузии

Как часто бывает на фестивалях, музыканты не держались исключительно своих ансамблей, а «сейшенили», подыгрывали друг другу в поисках нового звучания. Так, Роберт Юлдашев аккомпанементом на курае поддержал выступление полюбившейся многим певицы Айлиз – исполнительницы башкирских народных и современных песен в традиции «озон кой». Чем не яркий и достойный мирового признания проект? Увиденная мною впервые на сцене «Крутушки» (этно-фестиваль под Казанью) в компании музыкантов «Аргымака» Катя Ямщикова на «Торатау» выступила со своим коллективом, где, впрочем, тоже был курай, чудно, но все же сочетающийся с её экспрессивной манерой исполнять русские народные песни.

А завершил фестиваль и вовсе головокружительный микс искусств: выступление группы Роберта Юлдашева «Курайсы», и без того невероятно красивое и яркое, дополнили изящным башкирским танцем «Семь девушек» красавицы из ансамбля «Гузель-дэнс». Выстроенность каждого жеста, внутренняя гармония, грация, нежность... Ослепительно красивые девушки своими плавными лебедиными движениями передали то сокровенное, что влюбляет в нашем, казалось бы бесхитростном горно-степном краю. То, о чём не сказать даже стихами, ибо слова тяжеловеснее того, что летучее аромата полевых цветов… Это волшебное попытались проявить собравшиеся вместе на завершающей композиции кураисты из ансамбля Уфимской Академии Искусств, «Курайсы», африканцы, «Ят-ха», «Аргымак». И, судя по реакции зрителей и чудесно-возвышающему послевкусию, им это удалось.

Мирный протест на разных языках искусства

Ведущий фестиваля, Азамат Муратов, постоянно напоминал собравшимся о той угрозе, которая нависла над шиханами и, не нагнетая лишней паники, неустанно призывал поддержать единственные в своём роде одни из самых древних на планете горы на мультимедийном проекте «Россия 10» (где, к сожалению, шиханы все же не вышли в финал, заняв 37-е место в ряду самых важных объектов культурного и природного наследия нашей страны). Многих музыкантов пугает то, что Торатау и Юрактау могут повторить горькую судьбу главного шихана – Шахтау, «съеденного» объединением «Сода». О необходимости сохранить горы они говорили со сцены, а у себя в блогах вывесили видеоролики, снятые на вершине Торатау.

Очень ярко свою поддержку проявили башкирские художники, выступившие одними из инициаторов арт-проекта «Сохраним шиханы Торатау и Юрактау». 20 мастеров изобразительного искусства республики приняли участие в художественном симпозиуме «Сотворение-4, шиханы» (организатор – МСИ РБ им. Н. Латфуллина). С 16 по 22 августа у подножия гор и в картинной галерее Стерлитамака они написали 40 замечательных полотен и 30 этюдов. 22 августа состоялось открытие выставки участников симпозиума. А 25 августа их работы – лиричные, грустные и даже плактно-саркастические – могли посмотреть участники и гости фестиваля. Картины были выставлены под открытым небом на аллее рядом с фестивальной поляной, и у каждого была возможность сравнить саму гору, которой миллионы лет и то, как её видят художники, сфотографироваться возле шокирующих порой образов и поразмышлять над холстом, где вместо Торатау, по её контуру – дыра…

А главный инициатор, идейный вдохновитель и куратор симпозиума заслуженный художник РБ Василь Ханнанов писал очередное полотно под музыку, звучащую со сцены, где выступил и его сын, обучающийся сейчас в Швейцарии, виолончелист Искандеор Ханнанов. Писал он на огромном расстеленном на земле холсте «портрет» Торатау. Жадно, страстно, то и дело внимательно вглядываясь в возвышающийся перед ним горный силуэт, стараясь не упустить ни одной детали. Будто предчувствуя и противостоя шуму приближающихся экскаваторов, желающих разворошить древние, с их палеонтологическими сокровищами горы, много миллионов лет тому назад бывшие подводными рифами плескавшегося здесь океана…

У страстного человека – страстный протест, вернее, яркий акт защиты того, что дорого. Те же, у кого меньше огня, но все ещё жива в душе любовь, забираются на вершину, помогая взойти детям и пожилым, загадывают желания и молятся о мудрости тех, в чьих руках возможность сохранить Торатау.

А гора… С нежностью глядит она на людей, не взывая о помощи, но давая нам шанс стать лучше и светлее, спасая её (в итоге – сохраняя для своих потомков) и раскрывая свой истинный, человеческий потенциал.

От редакции. Арт-проект «Сохраним шиханы Торатау и Юрактау» оказался незаслуженно обойдён вниманием со стороны официальных СМИ. Небольшая заметочка о нём повисела на сайте информационного агентства «Башинформ» всего несколько часов. Позже в поисковиках можно было найти лишь «нерабочую» ссылку «Деятели культуры Башкирии организуют акцию по…» (bashinform.ru/news/569554). Что же – так тоже раскрывается человеческая и профессиональная сущность…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.09.2013 11:52
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх