Версия // Общество // На open air в стиле «этно» Борис Гребенщиков был «на разогреве» у всемирно известного исполнителя киртанов. А когда-то было всё иначе…

На open air в стиле «этно» Борис Гребенщиков был «на разогреве» у всемирно известного исполнителя киртанов. А когда-то было всё иначе…

3332

БГ и Кришна Дас сошлись на «Пути к Себе» и давай стучаться в дверь Небес…

В разделе

Йога, боевые искусства, музыка, танец, создание живописных шедевров или гармоничной семьи — у каждого свой Путь к Себе. Всегда индивидуальный, непростой, но по сути своей радостный. Именно таким для каждого участника стал одноимённый фестиваль в центре «Этномир» (Калужская область), собравший практиков различных традиций, музыкантов разных стран и явившийся местом встречи на сцене под открытым небом рулевых внутреннего поиска России и Америки — Бориса Гребенщикова и Кришны Даса.

Судя по его выступлению на этом, Первом международном фестивале этничеcкой музыки «Путь к себе», у любимого нашего Бориса Борисыча явно сейчас не самый светлый период творчества. Возможно, летний фестивальный марафон, да ещё заявленное во всеуслышание обещание о завершении концертной деятельности не лучшим образом отразились на его душевном климате. И музыканты, приехавшие с ним, были, мягко выражаясь, в затуманенном состоянии. И всё же на фестивале к БГ все были снисходительны: полуторачасовой концерт Гребенщикова (за время которого он преобразился и как будто посвежел) встретили с открытым сердцем многие из тех, для кого он когда-то стал проводником в духовное измерение. Ведь и о Кришне Дасе многие россияне узнали из совершенно волшебного выпуска авторской радиопередачи БГ «Аэростат», посвящённой этому американцу, во времена «цветочной революции» преобразившегося из простого нью-йоркского рок-гитариста Джеффри Кагеля во всемирно известного исполнителя киртанов, чей голос известен каждому увлечённому Востоком, и композиции которого звучат в йога-студиях и эзотерических гостиных всего мира.

Звезда музыки «нью-эйдж» на фестивале выступил сразу после Гребенщикова. Я с улыбкой вспомнила о том, что перед концертами «Аквариума» для «настройки» зала часто звучит Кришна Дас, теперь же, выходит, БГ «на разогреве»!

Когда сцену переделали на индийский лад — разложили ковры и подушки для сидения на полу, вышли Кришна Дас с фисгармонией и таблист Арджуна. Юная Наташа старательно переводила краткие реплики и разъяснения, восседая на высоком стуле-троне и, видимо, олицетворяя женскую энергию — Шакти. Началось волшебство звучащей медитации. По индийской традиции пения киртанов музыканты пропевали две строчки-мантры, а аудитория затем повторяла их. К сцене вскоре прильнул Гребенщиков. К удивлению и восторгу собравшихся он не остался просто слушателем — уже на вторую половину концерта Кришна Дас пригласил Бориса Борисыча на сцену. Может, от всплеска эмоций БГ сначала некстати стал громко подпевать знакомые мантры своим голосом, с характерной вибрацией, но вскоре одумался, поутих и порадовал отличным аккомпанементом на гитаре. А ближе к концу выступления, взяв на себя роль переводчика, выручил, точнее, просто спас Наташу, у которой от чрезмерного внимания, прожекторов и высоких вибраций (и такого же кресла) закружилась голова и пропал дар речи. БГ перевёл монолог-благодарность Кришны Даса слушателям (за то, что разделили с музыкантами эту духовную практику) и великим учителям, которые приходили в этот мир прежде и до сих пор направляют нас на духовном пути.

...Возможно, кто-то думает, что мантры — это весьма скучное повторение непонятных текстов на давно мёртвом языке санскрит? Я тоже, признаюсь, полагала, что слушать их стоит только для лучшего засыпания. Понимание того, что пропевание древних текстов помогает разобраться с роящимися в голове проблемами и навязчивыми представлениями о себе, пришло значительно позже. Ну а то, что этот процесс высвобождает лавину энергии, любви и радости, я на себе ощутила вместе с собравшимися в «Этномире», отплясывая, кружась и задорно распевая гимны Шиве и Дурге. «Наверное, когда-то в этих полях девушки так горланили частушки на Ивана Купалу!» — мелькнула в голове догадка при очередном ускорении темпа музыки.

По теме

На следующий день на закрытой встрече с мастером киртанов кто-то спросил Кришну Даса: «Посоветуйте нам мантру — какое божество восхвалять?». Музыкант поднял брови: «Какого бога? Божество мороженого, бога шоколада!». Отсмеявшись, разъяснил: «Бог, гуру, душа — суть одно, и пропевание любой мантры — это восхваление высшего начала каждого живого существа». И то, что тексты на санскрите — всего лишь форма, данная его учителем Ним Кароли Бабой (которому случилось родиться индусом). А то, что любой текст, звучащий от сердца, будет иметь тот же возвышенный эффект, они с БГ показали на фестивале. Как? Спели вместе «великую американскую мантру» на слова Боба Дилана «Knockin» on Heaven’s Door». Какому богу это посвящалось? Да тому самому, Единому, который в сердце каждого из нас, честно (и непременно — с юмором!) идущих по Пути к Себе.

P.S. Ки́ртана, также санки́ртан (а) — религиозная практика, заключающаяся в групповом пении имён и славы Бога. Киртана является одной из основных религиозных практик в вайшнавских традициях бхакти, а также играет заметную роль в сикхизме, некоторых формах буддизма и других традициях. Киртана также является одним из методов йоги и медитации. Пение обычно начинается медленно, а затем ускоряется, аккомпанируется на мридангах и караталах (маленьких цимбалах), часто сопровождается игрой на фисгармонии и иногда — на других инструментах. В традиции гаудия-вайшнавизма во время пения принято танцевать.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.08.2013 16:17
Комментарии 0
Наверх