Версия // Власть // В первых числах апреля жители улицы Блюхера заметили, что в близлежащем парке ведётся масштабная вырубка деревьев

В первых числах апреля жители улицы Блюхера заметили, что в близлежащем парке ведётся масштабная вырубка деревьев

2588

Власть рубит не деревья, а сук, на котором сидит

В разделе

Артемий Беляев, председатель инициативной группы по защите лесопарковой зоны по улице Блюхера: Мы обычно спокойно относимся к рубкам в лесопарке. Сотрудники Горзеленхоза их производят регулярно. Вырубают сухие и больные деревья. Масштабная санитарная рубка проводилась в 2011–2012 годах, когда было спилено множество деревьев. Через территорию Республиканского детского дома № 1 часть древесины вывезли, а часть продолжает гнить на месте.

Артемий Беляев, председатель инициативной группы по защите лесопарковой зоны по улице Блюхера

Мы обычно спокойно относимся к рубкам в лесопарке. Сотрудники Горзеленхоза их производят регулярно. Вырубают сухие и больные деревья. Масштабная санитарная рубка проводилась в 2011–2012 годах, когда было спилено множество деревьев. Через территорию Республиканского детского дома № 1 часть древесины вывезли, а часть продолжает гнить на месте.

Пожалуй, это единственное участие властей города в поддержании порядка в парке. Но при этом наш парк один из чистейших в городе. Его убирают местные жители. Городские власти до сих пор не установили мусорный контейнер, чтобы упростить нам работу, о чём мы просили в прошлом году. Рядом с жилыми домами тоже есть небольшой парк, но он весь завален мусором, в отличие от нашего.

«Санитарное» уничтожение

…Итак, рубку производили сотрудники Горзеленхоза, это было видно по логотипам на их форме. Они сообщили, что просека вырублена под скоростной трамвай по указанию Управления коммунального хозяйства и благоустройства города Уфы. Акт на выполнение работ показали только прибывшим по нашему звонку сотрудникам полиции. Костры, которые развели лесорубы, были потушены нами же вызванными пожарными.

3 апреля мы смогли пригласить на место событий несколько телекомпаний, и в этот же день вышли репортажи с комментариями властей. Пресс-секретарь администрации Уфы назвала это действо «санитарной вырубкой», но в более поздних репортажах добавилась версия про пожарный проезд к детскому дому и парку. Вариант с санитарной рубкой не выдерживает критики, потому что сплошную рубку здоровых деревьев с просекой в двадцать метров шириной и в сотню длиной за неё не выдать. Что касается пожарного проезда, то он имеется через территорию детского дома, по нему машины могут проехать почти до железной дороги как минимум на триста метров вглубь лесопарка. Мы даже нашли нормативы по пожарным проездам, по которым их ширина должна составлять 4,5 метра.

На сайте Федерального агентства лесного хозяйства написано: «Строительство лесной дороги противопожарного назначения осуществляется на основе заключённого договора (государственного контракта), при этом к обязанностям исполнителя (генерального подрядчика) помимо осуществления строительных работ отнесены: разработка проектной документации на строительство дороги, получение заключения государственной экспертизы на проектную документацию, разрешения на строительство, разрешения на ввод дороги в эксплуатацию». В нашем случае даже публичные слушания по принятию решения о строительстве были назначены лишь на 24 апреля, почти через месяц после начала работы лесорубов!

Ясно, что вырубка произведена с целью построить трамвайную линию. Просека точно совпадает с проектом, выставленным в администрациях районов. Рубка идёт по всему будущему маршруту – и в районе парка Гафури, и на улице Чудинова, где линия заканчивается. На сотнях деревьев оставлены зарубки, обозначающие границы дороги. Значит, помимо уже срубленных более трёхсот деревьев, ещё сотни насаждений погибнут из-за варварских меток и будет спилено ещё несколько сотен двадцатиметровых сосен и лиственниц. При этом у вырубленных деревьев нет признаков поражения болезнями, они не изъедены насекомыми, птицами, кора не отделяется от луба, наблюдается набухание почек и сокодвижение, хвоя сосен зелёная, сочная. Растут они ровными рядами, значит, это не дикий лес, а искусственные посадки советских времён.

По теме

Парк нужен не только для отдыха горожан.

Парк – место летнего и зимнего отдыха сотен горожан. Здесь гуляют жители окрестных домов и воспитанники рядом находящегося детского дома. В этом парке катаются на лыжах, проводятся спортивные соревнования. Парк известен и местной достопримечательностью, называемой в народе «Висячим камнем», на берегу реки Белой.

Проектируемые трамвайная линия и автомобильная дорога пересекают прогулочные маршруты жителей в нескольких местах. Кроме этого, линия с обеих сторон будет ограждена заборами и экранами. Мамы с колясками, пожилые люди, велосипедисты будут вынуждены карабкаться по единственному надземному переходу в парковой зоне.

Власти не учли, какую роль играют зелёные насаждения вдоль улицы Блюхера. Ниже – обрывистые берега реки Белая, очень сложная по рельефу местность. Лесопарк за детским домом, лесополоса за бывшим кинотеатром «Салют» до улицы Чудинова укрепляют этот берег, где к тому же протекают многочисленные ручьи, есть несколько родников.

Ещё ниже – железная дорога. Если деревья спилят, то может поползти грунт вниз к рельсам и реке, жители близлежащих домов будут страдать от шума поездов.

Лесной кодекс запрещает вести капитальное строительство в городских лесах. Для чего в городе объявляли программу «Городские леса», а по Республике Башкортостан – «Год защиты окружающей среды»? Уродование парка ради трамвая качество жизни точно не повысит.

«Зачем нам здесь трамвай?»

Таким образом, социальная и экологическая значимость парка и зелёных насаждений вдоль улицы Блюхера значительно больше значимости скоростной трамвайной линии.

Мы общались со множеством пенсионеров, прогуливающихся в парке, встречались с местными жителями, и все в один голос говорят: «Зачем нам здесь трамвай?» Все считают, что линия не должна идти так далеко от основных транспортных магистралей города. Чтобы добраться до Горсовета, проще дойти до проспекта Октября и там сесть на любой автобус.

Если бы и вправду местным жителям требовался общественный транспорт по Блюхера, то можно было бы в разы дешевле решить этот вопрос прокладкой троллейбусной линии от улицы Зорге до Бульвара Славы. Не потребовалось бы валить лес, сносить гаражи и стоянку. Достаточно отремонтировать дорогу и вкопать столбы. Между прочим, не лишним было бы модернизировать контактные линии троллейбусов начала прошлого века по всему городу, что позволит им буквально «летать» по дорогам, а не тратить средства на эстакады, станции закрытого типа с лифтами и эскалаторами, трубы под трамвайной линией в парковой зоне для животных.

Первый заместитель главы администрации Уфы господин Дмитрюк на пресс-конференции 23 апреля заявил – линия скоростного трамвая будет проходить через малозаселённый район. Как вы думаете, сотрудникам многочисленных производств на улице Трамвайной проще будет добраться до дома на автобусе или на трамвае, который пройдёт по окраине города, минуя крупные супермаркеты? А жителям улиц Российской, Блюхера, проспекта Октября добраться до рынков «Радуга», «Золотая рыбка» и других? Ответ один – с проспекта проще и удобнее. Все развитые страны строят современные линии трамвая в густонаселенных районах, на проспектах и бульварах.

Хуже, чем в Марокко?

Что даст ввод в эксплуатацию трамвайной линии по этому проекту? Вдоль неё будет построена четырёхполосная автомобильная магистраль до Бульвара Славы, с развязкой в конце улицы Чудинова, ведущая на давно запланированную «западную дорогу». Эта магистраль от Бирского тракта должна идти в сторону Затонского моста по берегу Белой. Парковая зона на Блюхера превратится в аналог проспекта Салавата Юлаева. Будет снесено несколько гаражных кооперативов, что даст возможность построить на их месте жилые комплексы. Имеется вероятность того, что трамвайный парк «Депо имени Зорина» перегонят в депо за ГДК, а на освободившейся площади будет построено элитное жилье. Желание занять этот участок у застройщиков имеется давно.

Я считаю, что трамвай необходимо вернуть на проспект Октября, а маршрутное такси оттуда убрать. Ввести единый проездной билет на все виды транспорта: трамвай, троллейбус, автобус, городская электричка. 75-минутный, суточный, трёхсуточный, недельный. Обустроить пересадочные узлы. Именно так устроены современные транспортные системы.

Насколько скоростной будет линия трамвая? Власти анонсировали красивый ролик, где по городу разъезжает суперсовременный трамвай. Такой трамвай стоит не менее 17 миллионов рублей. Денег на закупку целого парка таких машин в бюджете нет. Трамвай производится в Усть-Катаве и сильно отстаёт от импортных аналогов, хотя и дешевле.

По линии будут передвигаться уже имеющиеся вагоны. На старых участках до 20 км в час, на новом участке до 30 км в час. Если линия будет построена по современным технологиям, то её разобьют старые вагоны. А если найдутся средства на новые вагоны, то их разобьют рельсы на старых участках. Нельзя пускать старые вагоны по новым путям. Также как и нельзя пускать новые вагоны по старым путям. Получается замкнутый круг. Как заявил на пресс-конференции по строительству линии скоростного трамвая Владимир Портнов, генеральный директор ЗАО «Промтрансстрой», даже французские вагоны Alstom будут громыхать на старых путях и выходить из строя.

Таким образом, рациональнее модернизировать уже имеющуюся трамвайную линию в Уфе с одновременной заменой подвижного состава. Либо построить с нуля обособленную трамвайную систему с новыми вагонами и в перспективе избавиться от старых. Даже в Марокко уже есть действующие линии скоростного трамвая, намного превосходящие планируемую в Уфе линию.

Как развивается ситуация?

Проверку сплошной вырубки ведёт природоохранная прокуратура. Пока никто не производил подсчёт количества поваленных деревьев. Управление коммунального хозяйства и благоустройства города до сих пор не дало свои объяснения. Скорее всего, этот подсчёт будет вести заинтересованное лицо, само же УКХБ, прокурорские сотрудники вряд ли будут этим заниматься. Сами же чиновники районных администраций в приватных беседах соглашаются, что проект не рационален, что это больше распил бюджетных средств. Кто стоит за этой затеей не ясно – глава города или чиновники помельче…

Есть мнения урбанистов, что стоимость строительства занижена в два раза по сравнению с аналогичными проектами в других городах России. Завышен планируемый пассажиропоток, который заявлен на уровне десяти миллионов пассажиров в год. Много вопросов, но ответов нет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.04.2013 11:44
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх