Версия // Общество // Атуга: Сейчас я заложник обстоятельств

Атуга: Сейчас я заложник обстоятельств

4990
В разделе

С Атугой мы познакомились в теперь уже далёком 1996 году. Мы – группа тогда ещё молодых журналистов под руководством более опытного главного редактора Шауры Гильмановой – делали на одном из государственных телеканалов утреннюю информационно-развлекательную программу. Формат был для нас новым, время было другое, и мы обладали почти полной свободой слова в прямом эфире. Благодаря этому удавалось приглашать в студию по-настоящему интересных людей, неординарных личностей, в том числе и «неформатных» для других программ. Таким тогда был и Артур Рамазанов – «Атуга».

С тех пор прошло почти семнадцать лет. Мы все стали намного старше, мудрее и сдержаннее. В профессиональном плане каждый нашёл свой «формат», нишу для реализации творческих и иных амбиций, у многих родились и выросли дети. Изменилась и ситуация в стране, и настроение в обществе, да и мышление людей претерпело существенные изменения. Тем интереснее было снова встретиться с человеком, уже четверть века не выпускающим из рук гитару, поющим о непреходящих ценностях. С человеком, верным самому себе.

– Насколько я знаю, последние годы оказались для тебя весьма продуктивными. Ты даже победил на фестивале «Агидель» в 2011 году...

– Я не настоящий музыкант, это всеобщее заблуждение. Так получилось, и сейчас я – заложник обстоятельств. Двадцать пять лет пою людям, и никто теперь не воспринимает меня в другом качестве. Я никогда не был ни рокером, ни бардом, пребывал где-то в подвешенном состоянии, но бардовский материал ведь у меня тоже есть. Наш обычный тандем – это автор, музыкант, исполнитель Валерий Русских и я. В основном все песни мы писали вместе. Материал у нас был самый разный – что-то ближе к року, что-то ближе к бардам, а что-то вообще непонятное было. Уфа – город не такой большой сам по себе, поэтому общих знакомых много, нашлись они и в бард-клубе «Белый ворон».

Там регулярно проходят слёты бардовской песни, какие-то клубные мероприятия, мастерские известных бардов, ещё клуб организовывает крупнейшие региональные фестивали авторской песни: «Агидель» в Уфе и «Малиновый аккорд» под Белорецком.

В Уфе собралась очень сильная команда бардов – Владимир Колесников, Виктор Кузьменко, Николай Грахов, это уже такие барды-стегозавры (смеётся). Молодёжи полно талантливой. Очень весело и задорно всё получается. Это происходит с подачи и под руководством президента клуба Эльшада Теляшева, снимается, выкладывается в Интернет. И мне захотелось встретиться, познакомиться со всеми.

На фестиваль приезжают гости из Челябинска, Магнитогорска, Екатеринбурга, городов помельче, отовсюду, короче. Гости очень солидные – например, в жюри был и Леонид Сергеев, и Андрей Козловский. Раиса Нур у них постоянно. Участники тоже очень сильные, например, в числе постоянных – Роберт Юлдашев.

Естественно, сначала проходит отборочный тур, а сам фестиваль идёт три дня – сначала выступают конкурсанты, потом победители, потом гала-концерт, вручение подарков, призов.

– С какой песней ты там выступал?

– Есть такой замечательный человек Рустем Файрушин. Старый КВН-щик, дружище хороший. Он лично посоветовал мне выступить с песней «На войне» на слова Валерия Русских. Она там пришлась по душе, за что и получил звание лауреата в номинации «Автор музыки».

– В этом году тебе удалось поездить по Европе. Выступал с концертами, как принимали, какие впечатления?

– Там как получилось. Я поехал в Берлин на юбилей к другу. Это Вячеслав Крипаков, исключительный, замечательный музыкант, настоящий. Очень колоритной внешности, казак, метра под два ростом. Народник, басист, гитарист, выступает в казачьем народном хоре. Вещь востребованная, на Западе в том числе. Базируются они в Берлине, но гастролируют по всей Европе. Раньше они работали со знаменитейшим исполнителем русских народных песен Иваном Ребровым, который скончался в 2008 году, сейчас у них руководителем Петер Орлов, который старается удержать коллектив на прежнем уровне, но у него не совсем получается. Но, всё равно, с 10 сентября они снова на гастролях – Швеция, Норвегия, остальная Скандинавия – тур на два месяца.

По теме

Так вот, мы встретились в Берлине. Собралось много людей, что-то значащих в искусстве, много хороших музыкантов, которые занимаются студийной записью. Всё это продолжалось два-три дня, перезнакомились друг с другом, пели, играли и для именинника, и для себя, показали кто что может, наметили планы на будущее.

В Европе я пробыл весь июль. В целом, с работой там тяжело, конечно. Надо или представлять из себя что-то совсем неординарное или подождать маленько. Шансы есть, конечно, и их нормально оценили.

Сильно меня поразил уровень уличных музыкантов, они выступают с отличным качеством и звука, и находок каких-то. Запомнился парень какой-то с тромбоном – он наиграл что-то в приставку, закольцевал, потом ещё раз, ещё… В результате прямо на улице родился трек, который этот парень и исполнил вживую. Поразительно!

– Чем ты занят сейчас?

– Я давно хотел поработать с музыкантом-универсалом Алексеем Решетниковым. Мы с ним давным-давно работали, вместе выступали и в кафе, и в ресторанах, а сейчас у него своя студия. Он многих записывает, в том числе молодёжь, и даже детей. Звукорежиссёр отличнейший, гитарист феноменальный, человек хороший. И вот мы с ним потихоньку начали собирать материал. Может, что-то и сложится. Работаем так – не торопясь, вдумчиво записали песню, сначала простой, акустический вариант. Обсудили, наговорили друг другу всё, что хотели, наметили, кто что хочет услышать, разошлись, каждый при своём мнении. Песня раз – и получилась. Проходит месяц-другой, третий, появляется ещё что-нибудь. И таким образом за последний год записано три песни. Вот благодаря этому опять появился какой-то стимул в жизни, юношеский задор, огонёк в глазах. Мы делаем другой звук, немного другое решение, так скажем. Всё стало спокойнее чуть-чуть, без надрыва, просто разговор такой, один на один. В узком кругу, чисто спокойно о своём.

Сейчас хочется записать действительно спокойный альбом. Больше философии, размышлений о нас, о тех, кому за сорок.

– Недавно и неожиданно ты выступил в спортивно-оздоровительном комплексе «Юность». Расскажи, как это было.

– Сейчас это очень популярное место благодаря тому, что это круглогодичный спортивный комплекс – там бассейн с подогреваемой водой, а в ресторане хорошая летняя терраса с видом на реку. Двадцать первого августа там и прошёл мой сольный концерт. Разговор о нём был ещё в начале лета. Уфимский замечательный бард, уже культовая фигура, Александр Мичурин был в то время кем-то вроде арт-директора в комплексе. И с его подачи на этой летней террасе по средам проводили бардовские вечера. Но я смог подключиться к работе только после приезда из Германии.

На сцене отработал два с половиной часа. Пришлось в авральном режиме повспоминать старые песни, ладно хоть минуса с собой были, не всё под гитару. Я сам не ожидал, что так всё получится, поэтому даже никого из музыкантов с собой не позвал.

А так, конечно, совершенно не важно, в каком жанре ты работаешь, какую музыку ты делаешь – народную, рок– или авторскую, не играет никакой роли много у тебя слушателей или мало, стадион ты собрал или маленькое кафе. Просто выйди и честно сделай то, что хотел. Вот и получилось. Сейчас требуют продолжения, может, уже в других местах проведу ещё пару вечеров.

– Давай поговорим о грядущем. У тебя дочь сейчас учится вокалу. Какое будущее ты ей пророчишь, с учётом того, что сам музыкант и знаешь всю «кухню» изнутри?

– Да, Юля учится на эстрадно-джазовом вокале, его преподаёт Ирина Остин, с которой мы давно знакомы – вместе работали в девяностых годах. Раньше Юля училась в колледже по специальности «хоровое дирижирование», там ей преподавали академический вокал. И сейчас я слышу весьма интересное сочетание двух разных стилей. Мне нравится. Юля сейчас сама пишет песни, движется больше в клубном направлении, я мало что в нём понимаю, поэтому с критикой никогда не лезу. Одно хочу отметить – материал качественный. Может, просто я не лучший папа, но, раз ей работается – пусть работает.

– Напоследок традиционный вопрос о личных планах на будущее.

– Как я уже говорил, потихоньку записываюсь в студии у Алексея Решетникова. Хочется довести до конца этот альбом, сделать его спокойным, гитарным, может, где-то с перкуссией, где-то ещё оживить чем-то. Но самое главное – сделать его интонацию что ли другой, нежели раньше, без надрыва. Может, выпрошу у Валерия Русских пару песен для альбома, есть и свои сольные песни. Сейчас трудно определить объём и стиль проекта, скорее, блюз-рок какой-то. Надеюсь, что много времени работа не займёт, лишь бы все были живы и здоровы.

Беседовал Эдуард Ахсанов

Дискография: «Выпей!» 1995 г., студия Николая Уфимцева; «Может, сбудется» 2000 г., студия «Навигатор».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.09.2013 12:39
Комментарии 1
Наверх