Версия // Власть // В законе о статусе депутата его права и обязанности расплывчаты и нет никакой ответственности перед избирателями

В законе о статусе депутата его права и обязанности расплывчаты и нет никакой ответственности перед избирателями

3306

Такой закон ещё не писан

В разделе

На что может рассчитывать обычный человек, «средний» во всех отношениях – среднего возраста, со средним доходом и образованием, не очень разбирающийся в политике, живущий исключительно проблемами своей семьи? На что он может рассчитывать, сталкиваясь с несправедливостью, стяжательством, бытовыми неудобствами при полнейшем отторжении его любой мало-мальски компетентной структурой? Письма писать? По кабинетам ходить? Да он порой просто не знает, в какие двери стучаться! А если и знает, то его ожидает перед этими дверьми тройной заслон – прежде всего, бумажный. И собирает справки наш страдалец, посылает заявления и прошения, а получает в ответ бюрократические отписки, с которыми стучится в следующие кабинеты. Круг замыкается, и нет из него выхода.

Добрая фея помогла бы, да, может, богатый дяденька какой, если бы прониклись его бедами, но ведь наш бедолага – среднего возраста, пожил уже и в сказки верить перестал.

Вот депутату он пока верит, ведь он, депутат, когда избирался, приезжал к своему электорату, встречался с людьми, выслушивал жалобы, вникал в проблемы, обещал решить, помочь и рисовал картины будущей безбедной жизни, если станет-таки депутатом. В надежде на эту нарисованную жизнь, наш обыватель голосует за него и начинает ждать обещанного.

Новоиспечённый депутат развивает активную деятельность – рассылает депутатские запросы, инициирует создание комиссий и комиссий по созданию комиссий, выступает на заседаниях, светится на телеэкранах и в прессе, снова встречается с жителями избравшего его округа и снова обещает.

А дело стоит. Потому что он, депутат, по большому счёту мало что может.

В Законе Республики Башкортостан «О статусе депутата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан» во второй главе «Права и обязанности депутатов и порядок их осуществления» прописано всего шесть положений, на которые депутат имеет право. Это право на законодательную инициативу, право на участие в заседаниях Госсобрания и участие в депутатских объединениях, право на депутатский запрос, безотлагательный приём должностными лицами и право на получение и распространение информации. Обязанностей депутата также шесть, и они такие же размытые: соблюдать Конституцию и законодательство, информировать избирателей о своей деятельности, участвовать в работе Госсобрания и соблюдать нормы депутатской этики и «иные положения, установленные настоящим Законом».

А если депутат относится к своим обязанностям спустя рукава? Ищем в Законе главу об ответственности. И находим: «Ответственность за невыполнение требований настоящего Закона». Но что это? В ней три подпункта – ответственность за создание препятствий в осуществлении деятельности депутата, ответственность за неправомерное воздействие на депутата и ответственность за проявление неуважения к депутату. Сам депутат никакой ответственностью не облагается.

У любого работника, вплоть до сторожа или технички, есть должностная инструкция, обязательная к исполнению. В своей работе они руководствуются этим документом – знают, что делать, а тот, кто нанял, знает, что с них спросить. Депутат не знает, нет у него такого документа.

Нет у него к тому же ни политической власти, ни политического влияния. Были бы права поконкретнее, он бы их, может, и покачал. Были бы обязанности пошире, должен был бы исполнять. А так…

Если он дорожит своим депутатством, то пытается что-то сделать. Статус депутата дорогого стоит. Ходоки просьбами замучили – нужен ремонт дороги? Значит, поднимет вопрос на заседании, озвучит проблему, создаст комиссию очередную. А время идёт, ходоки осаждают, куда деваться – вынет денежку из кармана, да и отремонтирует – депутаты люди небедные.

Да и отчитываться перед избирателями нужно за каждый год работы. Сколько раз видел в глаза жителей округа, сколько лично принял, сколько депутатских запросов подал, сколько метров дороги отремонтировал и сколько качелей детских поставил во дворе. Опять же, если не жалко из своего кармана эти качели оплатить.

Госсобрание на такие мелочи деньги не выделяет. Вот если целая программа, да в масштабах города, да с социальной подоплёкой, заложить на это дело миллионы и привлечь заинтересованных лиц, тогда можно попытаться выбить деньги из бюджета. Тут уже не до отдельно взятых качелей, тут размах государственного значения. И ничего, что эти деньги могут до людей и не дойти. В отчётах все будет прописано очень красиво — дело сделано!

Почему за столько лет существования депутатского корпуса депутаты не регламентировали свои права и обязанности чётко и конкретно? Не потому ли, что размытые и неопределённые права и обязанности снимают всякую ответственность и с депутатов, и с Госсобрания в целом? Ведь по «букве закона» их к этой ответственности никак не призвать. Нет такого закона.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.09.2013 11:28
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх