Версия // Власть // Бюджет Башкирии как зеркало «хамитономики»

Бюджет Башкирии как зеркало «хамитономики»

2313
В разделе

Мир ограниченных ресурсов Как часто мы слышим фразу: «Я не интересуюсь политикой». Люди, которые её произносят, часто верят в то, что таким образом они демонстрируют свою лояльность к происходящим в обществе процессам и придерживаются принципа невмешательства в дела других людей, в частности, политиков. На деле всё обстоит по-другому. Даже если вы не интересуетесь политикой, то она активно интересуется вами. И игнорировать это нельзя, поскольку такой интерес напрямую затрагивает вашу личную жизнь, здоровье, материальное и иное благополучие.

Мир ограниченных ресурсов

Как часто мы слышим фразу: «Я не интересуюсь политикой». Люди, которые её произносят, часто верят в то, что таким образом они демонстрируют свою лояльность к происходящим в обществе процессам и придерживаются принципа невмешательства в дела других людей, в частности, политиков.

На деле всё обстоит по-другому. Даже если вы не интересуетесь политикой, то она активно интересуется вами. И игнорировать это нельзя, поскольку такой интерес напрямую затрагивает вашу личную жизнь, здоровье, материальное и иное благополучие.

Политика и экономика идут рука об руку – как политическая воля невозможна без материальной основы, так и экономические решения стратегического плана основываются на политической воле. Власть опирается на капитал, а капиталисты удерживают во власти нужных людей для лоббирования своих интересов. Так происходит сращивание финансово-олигархических групп с политической элитой общества.

Мы живём в мире ограниченных ресурсов – людских, сырьевых, материальных, финансовых. Поэтому, если где-то прибыло, то где-то убыло – закон сохранения энергии работает безотказно, и не только в физике. Если «верхушка» становится богаче, «низы» ощутимо беднеют, общество неизбежно расслаивается и разрыв может оказаться фатальным и привести к гуманитарной катастрофе, гиперинфляции, развалу экономики или революции. По этой причине в развитых странах правящий класс пристально наблюдает за всеми процессами, происходящими в обществе, и старается своевременно реагировать на запросы людей: часть сверхдоходов финансово-промышленного лобби неизбежно тратится на социально значимые программы, создание новых рабочих мест, рост благосостояния населения. Поскольку в развитых странах уровень социальной активности людей исторически очень высок, есть деятельные отраслевые профсоюзы, отлаженная система страховых и перестраховочных компаний, отшлифованная столетиями конкурентной борьбы инфраструктура жизнеобеспечения, год от года на социальные программы отводится всё больше и больше средств. Именно поэтому западные политики и бизнесмены называют такой метод работы «капитализмом с человеческим лицом», и закладывают в бюджеты самых разных уровней всё увеличивающиеся расходы на социальную сферу.

Что у нас – расскажут цифры

Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов занимает свой пост уже три года. Этого времени вполне достаточно для объективной оценки результатов деятельности в экономической сфере как его, так и правительства республики, тем более, что президент руководит и последним тоже. Наиболее наглядно и непосредственно итоги руководства регионом проявляются в бюджетных процессах.

Одним из важнейших критериев эффективности экономической политики является уровень бюджетной обеспеченности региона. В случае его снижения законодательством предусмотрены специальные дотации нуждающемуся региону из федерального бюджета. Так поступают для сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития разных территорий страны и обеспечения их гражданам выполнения определённых государственных гарантий.

По теме

По официальной информации Министерства финансов России с 2006 по 2012 годы уровень реальной бюджетной обеспеченности Башкирии неуклонно падал, а его рост наблюдался только в 2009 году, и то, если сравнивать с предыдущим. Нормальный показатель – единица. Он означает, что в региональном бюджете «дыр» нет, и все запланированные программы будут выполнены. Больше – лучше, но из федерального бюджета уже ничего не дадут, меньше – плохо, и не факт, что дадут достаточно. Так вот, Минфином РФ были установлены следующие уровни (коэффициенты) для нашей республики:

В 2006 году – 1,0677; 2007 – 0,9106; 2008 – 0,8454; 2009 – 0,890; 2010 – 0,840; 2011 – 0,830; 2012 – 0,773.

Общие расчётные суммы дотаций (без дополнительных дотаций и поправочных коэффициентов) на выравнивание бюджетной обеспеченности составили:

В 2007 году – 1 295 087,6 тысячи рублей; 2008 – 2 601 446,4; 2009 – 1 145 121; 2010 – 4 047 700,6; 2011 – 4 619 302,5; и в 2012 году – 4 200 499 тысяч рублей.

Прогнозные показатели по нашему региону на 2013 и 2014 годы также неутешительны – планируется фактическое сохранение уровня 2012 года.

Если посмотреть на соседей – Нижегородскую, Самарскую, Свердловскую, Оренбургскую, Челябинскую области, Пермский край, Республику Татарстан и Удмуртскую Республику – то становится очевидным, что уровень бюджетной обеспеченности в Башкирии упал гораздо больше среднего значения, и наш регион находится по темпам падения уровня на неприятном предпоследнем месте. Несколько больше уровень снизился только в Свердловской области. При этом аналитики Российской партии народного управления отмечают, что падение уровня бюджетной обеспеченности в 2006-2010 гг. в большей степени объясняется внешними факторами, на которые не могла повлиять внутренняя экономическая политика. Это реформа межбюджетных отношений, вследствие которой федеральный бюджет стал забирать больше налогов из республиканской казны, и разразившийся в 2008 году мировой экономический кризис.

Позже, когда экономика России пошла в рост и падение уровня бюджетной обеспеченности всех соседних регионов в 2011 году в среднем замедлилось до 7,42%, Республика Башкортостан допустила снижение показателя на 8% за два года, получив в это время из федерального бюджета наибольший объём дотаций. Сочетание этих двух факторов позволяет сделать безрадостный вывод о том, что основной причиной ускоренного снижения уровня бюджетной обеспеченности в Башкирии в 2011-2012 гг. явилась неэффективная экономическая политика руководства региона в данный период.

Поэтому, если по состоянию на 2006 год Башкортостан находился на седьмом месте среди девяти субъектов Федерации, в 2009 году сумел подняться до пятого места, а в 2012 году опустился до «исторического минимума» – до 7-8 места.

И долги у нас… патологические

Ещё одним важным критерием эффективности экономической политики региона являются показатели государственного долга республики и долгов муниципальных образований, входящих в её состав. Здесь картина более чем неприглядна. По состоянию на 1 августа 2010 года общий объём совокупного долга нашего региона составлял 11 318 587,3 тысячи рублей, а на 1 июня 2013 года этот долг составил уже 22 926 492,4 тысячи рублей. То есть за два года и десять месяцев деятельности нового руководства Башкирии совокупный долг вырос более чем в два раза – на 102,56%! За этот же период совокупные долги других восьми соседних субъектов Российской Федерации выросли всего на 82,9%. То, что совокупный долг республики за этот период рос опережающими темпами, уже само по себе настораживает. Только в трёх регионах из девяти совокупный долг вырос на большую величину, чем в Башкирии (в Удмуртской Республике, в Челябинской и Нижегородской областях). Кроме того, выяснилось, что за этот период долги муниципальных образований республики росли угрожающими темпами, намного превышающими темпы роста государственного долга всей Башкирии. За последние два года и десять месяцев долги муниципалитетов республики выросли на 310% – с 2 915 590,6 тысячи рублей до 9 052 319,7 тысячи рублей, в то время как государственный долг вырос на 65% – с 8 402 996,7 тысячи рублей до 13 874 172,7 тысячи рублей. Таким образом, темп роста муниципальных долгов опережал темп роста государственного долга в 4,77 раза, что является уникальным патологическим случаем не только для экономики соседних регионов, но и для Российской Федерации в целом. Муниципальные долги выросли в 5,38 раза больше, чем в среднем по РФ, и в 5,39 раза больше, чем по восьми соседним регионам.

По теме

Получается, что слова президента РБ о том, что «Башкирия развивается по «малокредитной» схеме», не соответствуют действительности, по крайней мере, относительно периода его нахождения на этом посту.

Согласно «Среднесрочному финансовому плану РБ на 2011-2013 годы», предельный объём госдолга республики должен был составить 9 809 149,6 тысячи, а составил на 3 261 494,4 тысячи рублей больше. Получается, что руководство региона превысило более чем на треть свои же показатели, установленные за два года до плановой даты. Это также свидетельствует о низком качестве анализа и планирования экономических процессов.

Где деньги, Зин?

На 1 июня 2013 года сумма долга по государственным ценным бумагам из общей суммы госдолга республики составила всего 3 миллиарда рублей – лишь 21,6% от общей суммы. При этом государственный долг по банковским кредитам (внутренним и внешним) составил 5 729 732,5 тысячи рублей (41,3% от общей суммы госдолга). По состоянию на начало 2009 года доля госдолга по облигациям составляла целых 65,94% от общей суммы госдолга, а доля задолженности по банковским кредитам – всего 19,37%. Аналогичные показатели на начало 2010 года – 21,66% и 10,92%, соответственно. То есть за последние три года и пять месяцев доля задолженности по банковским кредитам в общем объёме госдолга Башкирии выросла в 3,78 раза.

Интересно то, что первое решение нового руководства республики о выпуске гособлигаций было принято только в конце 2012 года. Годом ранее по непонятным причинам гособлигации в Башкирии вообще не выпускались и не размещались, хотя «Программой государственных внутренних заимствований РБ на 2011 год» были предусмотрены «Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени РБ» на общую сумму 3 миллиарда рублей. Было даже принято соответствующее постановление правительства Башкортостана.

Однако республиканское правительство либо почему-то проигнорировало самую выгодную и удобную форму займов, либо попросту не смогло профессионально организовать выпуск государственных облигаций в 2011 году. Дело в том, что размещение гособлигаций – более трудоёмкий процесс, требующий от эмитента высокого уровня организации и компетентности, в то время как получение банковских кредитов гораздо проще с точки зрения подготовки документации и организации процесса. Таким образом, наиболее выгодный и удобный способ привлечения средств – выпуск облигаций госзайма – вообще не использовался республиканскими властями с 2008 по 2012 гг.

Если отсутствие выпуска гособлигаций в 2008-2010 гг. ещё можно как-то объяснить мировым кризисом, резкими колебаниями курсов валют и сменой власти в регионе, то бездействие властей по данному вопросу в 2011-2012 гг. не может быть оправдано никакими объективными факторами.

Вместо этого республиканские власти увеличивали и увеличивают долю кредитов, полученных от коммерческих банков, чтобы покрыть растущий дефицит бюджета. Это наносит ущерб бюджету и приводит к неоправданному увеличению его расходов. Ни для кого не секрет, что расчёт на коммерческие банки является более рискованным, поскольку их кредитные ставки растут год от года. Если сейчас для субъектов РФ они в среднем составляют 9%-12%, то вскоре могут увеличиться до 12%-14% и выше. Политика Минфина Башкирии вызывала обоснованную критику финансовых экспертов, которые также настоятельно рекомендовали выпускать облигации. При прочих равных условиях, облигации позволяют привлечь финансирование на более длительный срок и обеспечить более плавный график погашения долга. Кроме того, по объёму получаемых средств, срокам возврата, удобству управления долгом, диверсификации кредиторов, влиянию на кредитную историю и иным параметрам выпуск государственных облигаций существенно выгоднее для бюджета республики.

Также настораживает тот факт, что победителем всех аукционов по привлечению кредитов в 2011-2013 гг. являлся «Сбербанк России» (исключения в открытых источниках не обнаружены). Чаще всего этот же банк был и единственным участником аукционов. Возникает закономерный вопрос – не расплачивается ли руководство Башкирии за повышенную лояльность этого банка другими преференциями за счёт бюджета и жителей республики?

По теме

Аналитики Российской партии народного управления обращают внимание на ещё одну немаловажную особенность структуры государственного долга региона – по состоянию на начало 2012-го и на 1 июня 2013 года только два субъекта Российской Федерации имели внешнюю задолженность, выраженную в иностранной валюте. Это город Москва и Республика Башкортостан. Все остальные регионы, учитывая горький опыт мирового кризиса 2008-2010 гг., отказались от любых валютных заимствований. Валютные долги Москвы можно во многом оправдать и объяснить: они появились ещё с начала 90-х прошлого века. Кроме того, город является одной из мировых финансовых столиц, его валовый региональный продукт превышает ВВП многих развитых европейских стран. При этом валютная задолженность Башкирии не имеет никаких внятных экономических оснований.

Так, с декабря 2010 года в составе долгов нашего региона числится кредит от «Райффайзенбанка» на сумму 25 миллионов долларов США, проценты по которому являются «плавающими» (ставка «LIBOR» + 2,75% годовых). Срок этого кредита – 12 месяцев и его уже три года подряд пролонгируют («рефинансируют») на прежних условиях. Руководители Минфина и правительства Башкортостана делали заявления о том, что данный кредит выгоден для республики, что ставки процентов по нему ниже, чем на внутреннем рынке.

Так ли это на самом деле? Берём калькулятор и начинаем считать. В первом полугодии 2013-го наблюдалось общее ослабление курса российского рубля по отношению к доллару США. По состоянию на 1 января 2013 года курс доллара составлял 30,3727, а по состоянию на 8 июля – уже 33,2247. Рост курса за данный период составил 9,38%.

В результате только на отрицательной курсовой разнице потери бюджета Башкирии за этот период составили по кредиту около 71,3 млн руб. Кроме того, региону приходится уплачивать проценты по кредиту, также выраженные в иностранной валюте. Башкирия выплачивает проценты по данному кредиту в размере около 7,5% годовых в долларах США (к ставке «LIBOR», в настоящее время составляющей около 5% годовых, прибавляется ещё 2,5%). С учётом ослабления рубля за первое полугодие 2013 года наш регион выплатил проценты по кредиту в размере около 8,2% годовых в рублях (около 4,1% за полугодие). Таким образом, реальная плата за пользование валютным кредитом в этом году составила около 13,4% в рублях (9,3% – за счёт удорожания доллара и около 4,1% – выраженные в рублях проценты). При сохранении прежней тенденции ослабления рубля – а в этом уверено подавляющее большинство экспертов – реальные платежи по кредиту в целом за 2013 год могут составить около 26,8% годовых (возврат кредита в декабре и уплата процентов по нему за текущий год в рублёвом выражении обойдется, вероятно, на 26,8% дороже, чем обошлось бы получение кредита в декабре 2012 году). В то же время уже в июле 2013 года регион получил возможность выпуска облигаций и получения банковских рублёвых кредитов под 8,5% – 8,8% годовых. Таким образом, валютный кредит в 2013 году уже обходится бюджету республики более чем в три раза дороже, чем внутренние заимствования. Разница в курсах может привести к концу этого года к прямому ущербу бюджету Башкирии на сумму около 150 миллионов рублей. При этом никакие меры по досрочному погашению или изменению условий по внешнему займу правительством республики не планируются и не предпринимаются. Само по себе получение валютного кредита с рискованной «плавающей» процентной ставкой в условиях нестабильности неуместно для бюджетных заимствований и свидетельствует о низком уровне ответственности причастных к этому должностных лиц.

Кто виноват и что делать?

Налицо несколько проблем, которые предстоит решить уже в ближайшее время. Из общероссийских бед хочется отметить низкую диверсификацию экономики. Так, если индекс Доу Джонса формируют порядка 20 тысяч предприятий США, то на индекс РТС реально влияет примерно 20 «голубых фишек». Снижение показателей финансовой отчётности любой из них неминуемо приведет к снижению индекса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ставка федерального правительства на раздачу преференций естественным и не очень монополиям крайне опасна и приводит к угрожающему статусному расслоению субъектов экономики страны. Та же картина наблюдается и в Башкирии – основными налогоплательщиками региона являются монстроподобные «осколки советского прошлого», зачастую они же – градообразующие предприятия. Все знают, что после вывода башкирской «нефтянки» из базы республиканских налогоплательщиков, произошло существенное сокращение поступлений в бюджет Башкирии. Поэтому, если распродажа или замаскированная под неё раздача госсобственности продолжится – а тревожные «звоночки», например, с ОАО «Сода» тому подтверждение – то скоро мы на своей земле станем чужими.

Местную «окраску» приобрело и извечное стремление коммерческих банков «пристроить» свободные средства под хороший процент, надёжное обеспечение и максимально надолго – межбанковский кредит под «LIBOR» и 2,75% годовых при передаче заёмщику как бонус чем плох? Тем более, что всё пролонгируется и пролонгируется, только успевай вовремя оформлять документацию. Дефолта отдельно взятого региона России никто не допустит – вот тебе и самая надёжная гарантия. Понятно, что такая ситуация в каком-нибудь финансово-промышленном центре страны была бы маловероятной, но на окраине ветхой империи – вполне.

Де-факто стало в последние годы и снижение объёмов производства на предприятиях, утративших республиканский статус. Как следствие – сокращение и без того убогой налогооблагаемой базы и пресловутая «оптимизация», благодаря которой многие люди рискуют быть выброшенными на улицу. И если, не дай Бог, ставшее чужим предприятие – градообразующее, то в условиях отсутствия трудовой миграции людям одна дорога – в криминал.

Поэтому не надо говорить: «Я не интересуюсь политикой». Она вами интересуется, и очень сильно. Этого достаточно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.07.2013 11:56
Комментарии 0
Наверх