24 апреля в актовом зале администрации Октябрьского района Уфы прошли публичные слушания по поводу пуска скоростного трамвая по улицам Зорге – Блюхера.
Не пущать!
В пять часов вечера помещение, где было намечено действо, было почти заполнено. В полшестого в зале осталось всего несколько свободных мест. А народ все прибывал.
К столику с регистрацией участников выстроилась очередь длиной в три этажа. Народ внизу волновался. Без двадцати шесть регистрацию прекратили и перекрыли вход в зал. Снаружи осталось ещё человек сто.
Начались слушания. Представитель Главархитектуры Уфы Алина Кривицкая пыталась донести до собравшихся суть проекта. Президиум упорно не обращал внимания на шум и возгласы за дверью. Двое крупных мужчин заслонили собою вход и сдерживали натиск толпы. Народ на лестнице скандировал «Откройте дверь!» Стучали и в запасной вход. Послышался звон стекла, крики.
Президиум был бесстрастен.
Оставшиеся за бортом буквально штурмовали двери. Зал заволновался: «Впустите людей! Здесь ещё есть место, где можно стоять!». Вяло бубнящую докладчицу никто не слушал. Но ей, похоже, было все равно. Гудящая толпа на лестнице просит перенести слушания на улицу или, хотя бы, сделать звук микрофона погромче.
Немного поколебавшись, глава администрации Октябрьского района Салават Хусаинов решился открыть двери. Люди заполнили пространства между рядами кресел. Оказалось, что на публичные слушания по поводу возведения линии скоростного трамвая не пустили жителей микрорайона, через который эта линия будет проходить. В руках горожан, толпившихся на лестнице, плакаты: «Ломать – не строить! Рубить – не сажать!», «Ялалов – мэр, или главный лесоруб Уфы?», «Сохраним парк для наших детей!», «Трамвай – на проспект!» Стало ясно, что те, кто пришёл без плакатов на час раньше и занял все места в зале – сторонники проекта. Между тем, федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается «обязанность муниципального органа обеспечить меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования» (ч.4 ст.28).
«За» и «против» идеального проекта
Слушание продолжилось. Алину Кривицкую во время презентации проекта забросали вопросами, в которых она запуталась и немедленно ретировалась. Равно как и главного инженера «Промтрансстроя» Геннадия Кукорова из Москвы, который поздравил уфимцев с тем, что они первые испытают на себе этот мегапроект. «Не нужно ставить на нас эксперимент!», «Что вы там, в Москве, знаете о нас и наших проблемах?!» – послышались возгласы из зала. По словам господина Кукорова, скоростным считается трамвай, скорость которого превышает 24 километра в час. На вопрос об ожидаемой скорости уфимского трамвая он ответил: «Где-то 25-27».
С жаркой речью о том, насколько необходима городу линия скоростного трамвая, выступил генеральный директор МУП «Управление электротранспорта Уфы» Александр Олейник. Кстати, в его речи прозвучала фраза, что после ликвидации трамвайных путей на проспекте Октября, пассажиропоток снизился на 30 процентов и нужно срочно исправлять положение. Смысл ответов на вопросы из зала был один – хотите вы или нет, этот путепровод нужно строить.
С 2020 года Уфа, а затем и остальные города Башкирии переходит на новые правила оплаты за тепло. Тарифы вырастают в полтора раза, но платить за потребленные калории надо будет только 8 месяцев в году.
Зал встретил аплодисментами Артемия Беляева, председателя инициативной группы по защите лесопарковой зоны по улице Блюхера. Салават Хусаинов несколько раз пытался прервать его выступление: «Достаточно, мы уже поняли, что вы против проекта», но присутствующие возгласами требовали дать Артемию закончить речь.
Выступили все, кто хотел высказаться. Работники детских учреждений, которые находятся в зоне застройки, жители микрорайона, члены инициативной группы, просто сочувствующие и неравнодушные. Многие выступавшие за проект были сотрудниками администрации и МУЭТ. Их поддерживали сидящие в креслах. Кстати, позже они ушли и остались только те, кому был важен результат слушаний.
Разговор длился более четырёх часов. Противников проекта, высказавших свое мнение, оказалось гораздо больше, чем тех, кто призывал воплотить в жизнь скоростную линию трамвая. Всех выслушали, но поначалу в протоколах напротив фамилий ставился знак минус (который потом можно и на плюс исправить при желании), вместо «против».
Если в итоге окажется, что большинство участников публичных слушаний против вырубки леса и проекта скоростного трамвая, то администрация района обязана запретить его внедрение. Но посчитать количество «за» и «против» районная администрация может в свою пользу.
К сожалению, публичные слушания – всего лишь формальная дань соблюдению закона, никак не подкреплённая правовыми механизмами. Но даже здесь чиновники попытались минимизировать вероятность численного преобладания противников проекта в зале слушаний.
Администрация района заявила, что нужно рассмотреть устные и письменные обращения жителей города Уфы и потом принять решение. Однако было добавлено, что в городской администрации считают этот проект «идеальным». И не удивительно, такие большие бюджетные траты не могут быть признаны нецелесообразными.
Маршрут не оправдает средств
Точный объем вложений в проект администрация не раскрывает. Говорит лишь, что это будут «республиканские и заемные средства». Город на эти цели ничего выделять не планирует. Объем финансирования будет озвучен только после утверждения проекта. Ранее говорилось, что ориентировочный размер вложений составит полтора-два миллиарда рублей. Артемий Беляев, председатель инициативной группы по защите лесопарковой зоны по улице Блюхера, считает, что строительство линии обойдется городу минимум в 3-4 миллиарда рублей. И если ветку проложить по заявленному маршруту, велика вероятность, что этот проект себя финансово не оправдает.
Похожая ситуация сложилась, когда было решено закатать в асфальт только что проложенные «бесшумные» трамвайные рельсы по проспекту Октября. Кстати говоря, проект замены рельсов стоил не менее 40 миллионов рублей, и теперь эти деньги в прямом смысле закопаны в землю.
Трамвайные сети были разорваны на две изолированные части, что, по меньшей мере, нелогично. И теперь транспортникам любыми способами нужно соединить два депо – южное и северное – в одну коммуникацию.
Нужно отметить, что противники проекта выступают за то, чтобы скоростной трамвай в Уфе всё-таки был. Только не за счёт вырубки столь любимого горожанами лесопарка. Ни один человек с трибуны не высказался против трамвая. Он необходим городу, но совсем в другом месте, желательно на проспекте Октября – вот о чём говорили выступающие.
Вопрос принципиальный и даже политический. Власти не любят признавать свои ошибки, и значит проспект Октября в качестве трамвайной артерии рассматриваться не будет.
Административный цинизм
На следующий день на сайте администрации столицы была опубликована информация под названием «На публичных слушаниях в Уфе развернулась жаркая дискуссия вокруг проекта скоростного трамвая». Признавая, что «желающих принять участие в мероприятии оказалось больше, чем предполагалось», городская власть заявляет, что «часть граждан опоздала на слушания. К этому времени все места в зале были заняты. Попытки охраны объяснить положение вещей на волне эмоций были восприняты, как стремление не впускать граждан на слушания».
Это, мягко говоря, не соответствует действительности. Вход в зал был перекрыт в половине шестого. Места в зале были предусмотрительно заняты административным ресурсом уже за час до начала слушаний, охрана ничего не объясняла, а стояла, молча перекрыв проход.
И далее следует: «Организаторы публичных слушаний спросили у присутствующих в зале, согласны ли те потесниться, чтобы впустить группу, собравшуюся возле двери. Большинство граждан выразили свое согласие». Удивительный цинизм! Это присутствующие в зале потребовали у организаторов открыть двери, двигали ряды кресел, освобождая места вошедшим.
Некорректно и несоизмеримо сравнение значимости двух проектов – строительства проспекта Салавата и прокладки линии скоростного трамвая, приведённое на сайте администрации. Проспект прокладывался в овраге по руслу Сутолоки, где были грязь, смрад и немногочисленные частные строения-развалюхи. Как можно сравнивать его с благоустроенной лесопарковой зоной?
Чувства людей, высказанные ими в выступлениях, администрация называет «личным интересом», «эгоизмом» и «бескультурьем», а собственные доводы – «здравым смыслом». Насколько же нужно не уважать сограждан, чтобы с высот уважаемого сайта оплёвывать их надежды.
И позвольте не согласиться с утверждением, что «все негативные последствия свелись к разбитому стеклу входной двери». Горожане ещё раз разуверились в своих властях – вот итог прошедших слушаний.