Версия // Власть // Каких депутатов мы видим, и каких хотим видеть в Государственном собрании Башкортостана

Каких депутатов мы видим, и каких хотим видеть в Государственном собрании Башкортостана

2440

Парламент, который мы выбираем

В разделе

В сущности, полномочия депутатов Госсобрания – Курултая Республики Башкортостан IV созыва уже истекли. Напомним: они были избраны в марте 2008 года сроком на пять лет, а относительно недавно в связи с установлением в России единого дня голосования действие депутатских мандатов было продлено до 8 сентября 2013 года. Но как бы то ни было сегодня уже можно начинать подводить итоги депутатской пятилетки и попытаться ответить на вопросы о том, каким был, чем запомнился этот депутатский корпус, что сделал, чего не смог сделать и почему.

О IV созыве республиканского парламента всегда будут говорить как о «рахимовском», поскольку формировался он ещё при прежнем президенте. Но, думается, это будет не оценочным суждением, а скорее привязкой к определённому политическому периоду. Готовящийся покинуть политическое пространство республики депутатский корпус был таким, каким планировался и формировался политической волей пять лет назад – по нынешним меркам это очень давно. Тогда он просто не мог быть другим, но и к сегодняшнему дню почти не изменился.

Это 120 депутатов, из которых 17 работают на постоянной основе. 42 из 120 народных избранников - депутаты «второго срока», поскольку были депутатами и в Госсобрании III созыва. В составе нынешнего депутатского корпуса работающих в сфере экономики – 70 человек, в здравоохранении – 7, в сфере образования и науки – 15, в областях культуры, искусства и спорта – 2 человека, средства массовой информации представлены одним человеком, 25 человек – представители других сфер деятельности. 118 парламентариев имеют высшее образование, из них юридическое — 12, экономическое — 7 человек. 43 депутата имеют ученые степени, из них докторов наук — 21, кандидатов наук — 22 человека.

Колоссальное преобладание мужчин над женщинами всегда отличало башкирское Госсобрание. Но если в прежнем составе представительниц прекрасного пола было восемь, то сейчас всего шесть (это - скромные 5%). Для сравнения: в Госдуме России из 450 депутатов - 62 женщины (14%), хотя и это по европейским меркам – неоправданный перекос в сторону мужчин.

Подавляющее большинство депутатов Курултая IV созыва – это директора, президенты компаний и советов директоров, руководители предприятий, организаций, ректоры и проректоры вузов, главные врачи и т. п. Даже среди коммунистов нет рабочих и крестьян, а одни начальники.

Средний возраст депутата Госсобрания IV созыва – 52 года. Старейший по возрасту депутат, народный поэт Башкортостана Равиль Бикбаев возглавляет «молодежный» комитет (по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи). А самый молодой депутат – Вадим Старов - является руководителем фракции КПРФ.

Кстати, фракций политических партий в Госсобрании РБ всего две. Разумеется, вторая (но первая по количеству – 114 депутатов!) – «Единая Россия».

Наш республиканский парламент, по словам его председателя Константина Толкачёва, самый представительный. К примеру, законодательная власть соседнего Татарстана состоит из 100 депутатов, в Удмуртии это 90 человек. Вот, собственно и всё, что можно выразить простыми, понятными и давно известными цифрами.

Дальше – намного сложнее, поскольку профессионален или не профессионален парламент зависит вовсе не от его численности и структуры. Но каковы критерии оценки работы региональной законодательной власти, неизвестно. По словам Толкачёва, например, законодатели Башкирии превосходят уровень своих коллег в других регионах России по количеству внесенных в Госдуму законодательных инициатив. Председатель Госсобрания не раз озвучивал и иные цифры – о том, сколько республиканских законов принято за какой-то период, сколько находится в стадии обсуждения и доработки. Немало говорится и о том, как налажено взаимодействие республиканских депутатов с государственными структурами, органами местного самоуправления, коллегами из других регионов и так далее. Но можно ли это считать показателем эффективности работы – большой вопрос.

По теме

Если выйти на улицу и начать задавать прохожим вопрос о том, как они оценивают работу нашего Курултая – Госсобрания, то никто ни эти цифры не вспомнит, ни принятых законов, и вряд ли даже имя своего депутата назовёт. Вот если попросить случайных людей оценить, например, работу президента Хамитова или уфимского главы Ялалова, то хорошо ли плохо ли, но мнение своё выскажет каждый. И о работе, например, Министерства внутренних дел выскажутся без затруднений, и о работе Минздрава, о работе Министерства жилищно-коммунального хозяйства - тем более, поскольку наболело. А вот о Госсобрании – нет народного мнения. Сомневающиеся, проверьте на своих знакомых!

Оценку завершающему свою деятельность депутатскому корпусу высказал 13 марта на совещании в Доме республики Рустэм Хамитов – об этом рассказала газета «Аргументы и факты» и другие СМИ. Обращаясь к руководителю парламентского комитета по местному самоуправлению и общественным объединениям Рустэму Кузбекову, президент сказал: «Ну чего там эти сессии проходят скучно: «Кто «за»? Все «за». Кто «против»? Все «против». Так не пойдёт. Вы должны создавать законодательство правильное, внутриреспубликанское. Не надо бояться».

Может быть, всё это было высказано главой региона спонтанно, но уж в его искренности здесь сомневаться не приходится. Впрочем, воздержимся от комментариев, не будем делать обобщений и выводов, хотя очень хочется! А может быть, лучше обернём свой взгляд в будущее и поразмышляем о том, каким должен быть башкирский парламент образца 2013 года. Сегодня мы точно знаем только что он будет состоять вместо прежних 120 депутатов из 110. Чего мы от них ждём, чего хотим? Наверное, мы хотим увидеть среди наших парламентариев яркие личности, которые смогут предлагать какие-то свежие и актуальные идеи и проекты. Мы хотим реального их обсуждения, а не традиционного «одобрямса». Мы хотим видеть спор, столкновение мнений, какую-то интригу, в конце концов, а не серую послушную массу. Мы должны быть уверены, что приводить в порядок региональное законодательство по ЖКХ, экологии, социальным вопросам будут люди неравнодушные, смелые и компетентные. Не сплошь директора и начальники, а настоящие народные представители, без должностей, но со знанием жизни простого народа и желанием защищать наши с вами интересы, а не интересы каких-то отдельных властных структур, ведомств, предприятий, групп лиц и т. п.

Это, конечно, идеальный образ будущего парламента, но вернёмся к реалиям. А они таковы, что с одной стороны в нынешней политической ситуации, более свободной и демократичной, чем пять лет назад, результат выборов в Курултай предсказать намного труднее, потому что в республике сейчас монополии на власть вроде бы нет. Количество зарегистрированных партий в стране выросло до нескольких десятков, из них более тридцати уже имеют региональные отделения в Башкортостане. Но с другой стороны, похоже, что тактика и стратегия властей на предстоящих выборах ничем новым отличаться не будет. То есть, включится, как всегда пресловутый административный ресурс. Провластная «Единая Россия» устами руководителя регионального исполкома Альберта Мифтахова уже заявила, что хочет повторить успех прошлой избирательной кампании, набрав 70 процентов голосов, и уже ведёт отбор кандидатов. А сознанию будто кто-то подсказывает, что повтор будет и в качественном составе – нам опять предложат голосовать за разных директоров и начальников, которые видят жизнь из окон своих автомобилей и кабинетов. И тогда мы получим на очередные пять лет таких же, как и сегодня, депутатов, только с другими фамилиями и, соответственно такой же парламент. Ответ на вопрос, хотим ли мы этого, или чего-то иного, решится в сентябре. А поскольку решать его предстоит в конечном итоге нам, то стоит уже сейчас задуматься над ним и показать свою гражданскую зрелость.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.04.2013 17:47
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх