Версия // Общество // Уфимцы должны иметь право выбирать схему оплаты услуг ЖКХ

Уфимцы должны иметь право выбирать схему оплаты услуг ЖКХ

4553

На денежной реке

В разделе

Опрос, проведённый в декабре 2012 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), выявил, что 58% населения считает состояние ЖКХ самой главной общенациональной бедой. Впрочем, это и так все знали. Настоящим испытанием нервов и материальными потерями оборачивается для нас каждое очередное увеличение тарифов. 72% граждан признали, что это – серьезная нагрузка на их семейный бюджет, а для 8% россиян счета за «коммуналку» вообще оказались непосильными. К этому добавились «космические» счета за ОДН, которые вызвали бурю возмущения по всей стране – мало кто не почувствовал себя буквально выпотрошенным. И большую роль в этом увеличении платежей, конечно же, играют посредники.

Опрос, проведённый в декабре 2012 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), выявил, что 58% населения считает состояние ЖКХ самой главной общенациональной бедой. Впрочем, это и так все знали. Настоящим испытанием нервов и материальными потерями оборачивается для нас каждое очередное увеличение тарифов. 72% граждан признали, что это – серьезная нагрузка на их семейный бюджет, а для 8% россиян счета за «коммуналку» вообще оказались непосильными. К этому добавились «космические» счета за ОДН, которые вызвали бурю возмущения по всей стране – мало кто не почувствовал себя буквально выпотрошенным. И большую роль в этом увеличении платежей, конечно же, играют посредники. Ничего не производя, ничего не создавая в системе ЖКХ и никакого отношения к ней не имея, они регулярно «доят» и саму систему, и нас с вами. Они как-то незаметно для нас «оседлали» финансовые потоки – целые реки денег, текущих от населения, в общем-то, неизвестно куда, поскольку ситуация с жилищно-коммунальным обслуживанием не только не улучшается, а становится всё хуже и хуже.

«Хлебное» место

Недавно у нас в Башкирии была поднята эта проблема – на примере Управления жилищного хозяйства Уфы (МУП УЖХ) и Единого расчётно-кассового центра (ЕРКЦ). Первого февраля нынешнего года на сайте городской прокуратуры появилось сообщение о том, что Верховный суд РБ по иску надзорного ведомства признал незаконным перечисление денег, собираемых с населения за услуги ЖКХ, на расчётный счёт МУП УЖХ Уфы. То есть, предприятие было признано незаконным посредником по сбору коммунальных платежей.

Судебное разбирательство длилось больше года. Сначала иск рассматривался в Кировском районном суде, который 5 сентября 2012 года отказал прокуратуре в удовлетворении её требований. Но в начале 2013 года Верховный суд республики это решение отменил и вынес новое решение, которым обязал МУП УЖХ и восемь крупнейших управляющих компаний города, подконтрольных уфимской администрации, «указывать в платёжных документах на оплату коммунальных услуг банковские реквизиты управляющих организаций» и исключить из квитанций банковские реквизиты МУП УЖХ.

Пока шло время, администрация Уфы, предвидя такой поворот событий, ещё до заседания Верховного суда провела неуклюжую и вызвавшую у уфимцев ироничные усмешки реорганизацию. К концу 2012 года МУП УЖХ превратилось в муниципальное бюджетное учреждение (МБУ). То есть, часть муниципальных чиновников, деятельность которых многие годы оплачивалась из карманов жителей многоквартирных домов, с нашей шеи всё-таки вынуждена была слезть. Но ЕРКЦ стал самостоятельным МУПом, и на коммунальных платёжках уфимцев появился его расчётный счёт. То есть, для нас с вами не изменилось ровным счётом ничего, один МУП сменился другим, вместо одного посредника пришёл другой, который продолжил брать с нас те же деньги. Однозначно высказались и эксперты: муниципальная власть уклонилась от исполнения решения Верховного суда и как сидела на денежной реке, так там и осталась и упорно, всеми силами продолжила цепляться за это «хлебное» место. В администрации Уфы заявили, что намерены обжаловать судебное решение в кассационной инстанции.

Восемь крупнейших управляющих компаний, ведающих 95-ю процентами домов в Уфе, просто промолчали, будто набрали в рот воды, хотя именно их в первую очередь касается решение Верховного суда. Впрочем, это стало только ещё одним доказательством того, что они полностью зависимы от уфимской администрации. Подробнейшая схема этого подчинения была представлена общественности 11 февраля 2013 года на пресс-конференции в информационном агентстве «Башмедиа». В ней принимали участие председатель Российской партии народного управления Альберт Мухамедьяров, председатель региональной общественной организации «Право народа» Рамзиль Латыпов и председатель муниципального общественного движения «Защита жилищных прав граждан г. Уфы» Альберт Хабиров. На пресс-конференции много было сказано об этой серой схеме, сложившейся усилиями бывшего главы городской администрации Павла Качкаева и нынешнего главы, а до этого министра ЖКХ республики Ирека Ялалова. Благодаря этой хитроумной схеме муниципалитет в завуалированной форме – через аффилированных лиц – стал фактическим владельцем всей городской системы ЖКХ. И до сих пор уфимская администрация орудует рычагами влияния на управляющие компании вплоть до полного контроля над их деньгами и назначения директоров.

200 миллионов для посредника

Но и этого городским чиновникам мало. Они хотят контролировать через Единый расчётно-кассовый центр и наши с вами деньги, и, самое главное, не только контролировать, но и регулярно вычерпывать из создаваемых жителями денежных потоков «свою» долю. Её размер, по подсчётам прокуратуры, – более 200 миллионов рублей ежегодно и расставаться с такой кормушкой они, понятное дело, не хотят. Ни прокуратура, ни суды не могут найти управу на администрацию, а уж куда региональному Управлению Федеральной антимонопольной службы, которое недавно заподозрило восемь крупнейших управляющих компаний Уфы, подконтрольных городской администрации, и МУП ЕРКЦ в картельном сговоре по поддержанию выгодных для себя расценок на услуги платёжного агента. В ЕРКЦ, конечно, утверждают, что расценки обоснованны. Первый заместитель генерального директора муниципальной компании Ильдар Ардаширов поясняет: ЕРКЦ получает всего 1,5% от квартплаты, плюс ещё 0,8% составляет оплата банковских услуг. «Так как мы единственный Расчётный центр в городе, мы диктуем условия банкам», – утверждает он. Ну, ладно, банки, а вот откуда взялись эти полтора процента, почему не два или не один процент – непонятно. И потом, почему вообще расценки исчисляются в процентах? По данным Росстата, тарифы на ЖКУ в среднем по стране с 2000 года выросли в 13 раз. Значит, такими же темпами росли и доходы посредника, поставленного муниципальной властью между системой ЖКХ и жителями.

Нет, всё-таки там, в городской администрации, понимают, что, в сущности, уличены в создании системы выкачивания денег из карманов населения и надо что-то делать. Но делают нечто странное. 13 апреля 2013 года выходит постановление главы уфимской администрации И. Ялалова, в соответствии с которым установлен тариф на услугу ЕРКЦ – 46 рублей 79 копеек за один лицевой счёт в месяц (без учета НДС). Вот, казалось бы, победа – фиксированная цена услуги, и деньги, в общем-то небольшие для семейного бюджета (хотя опять непонятно, почему не 100 рублей или не 20?). Но – самое главное – дело вовсе не в цене, а в том, что посредник-то на нашем содержании остаётся! Как остаются всемогущий ЕРКЦ и полностью бесправные управляющие организации, то есть, та самая схема.

Муниципальные чиновники пугают нас тем, что без ЕРКЦ все мы пропадом пропадём, потому что ликвидация ЕРКЦ неизбежно приведёт к росту бухгалтерских аппаратов управляющих компаний, так как все расчёты им придётся делать самим и, как результат – к росту квартплаты. Что банки тут же поднимут как минимум в два раза процентные ставки за сбор денег с населения. Высказываются опасения, что работники управляющих компаний, получив в своё распоряжение огромные деньги, не смогут избежать соблазна и начнут подворовывать.

С тем, что в сфере ЖКХ воруют, согласны все, не случайно в народе жилищно-коммунальное хозяйство называют жулико-криминальным. Но где гарантия, что и ЕРКЦ не пустит наши денежки не туда, куда нужно? Например, вместо фонда капитального ремонта – на подготовку к международным саммитам или на какие-нибудь иные городские мероприятия. Кто поручится головой, что этого никак не может произойти, что МУП ЕРКЦ чист и невинен, как младенец?! Хорошо бы общественности посмотреть бухгалтерскую отчётность ЕРКЦ и узнать, куда уходили и уходят деньги уфимцев. Но, к сожалению, МУПы по закону освобождены от раскрытия информации о своей экономической деятельности. Только всё, что нам известно о чиновниках, заключается в одной фразе: чем больше денег в их руках, тем выше объёмы коррупции и воровства.

Да, согласны в уфимской прокуратуре, возможность распоряжаться деньгами населения без контроля со стороны власти может создать почву для финансовых злоупотреблений со стороны управляющих компаний. Но, говорят в надзорном ведомстве, этот процесс пережили многие другие регионы России. Это – необходимый этап входа в рынок. И будет способствовать усилению конкуренции в отрасли и улучшению качества услуг.

Как рождались РКЦ

Первые расчётно-кассовые центры начали создавать в российских городах с 1999 года. Это было рекомендовано принятой тогда концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Местные администрации создавали их в форме муниципальных предприятий. Так Единый расчётно-кассовый центр в Уфе появился в 2001 году. Какой-либо законодательной основы федерального уровня, оправдывающей «рождение» в стране РКЦ, не было, как нет её и до сих пор. Тем не менее, появились они неспроста. Население платило от силы треть стоимости жилищно-коммунальных услуг, остальное финансировалось из бюджетов. Для контроля бюджетных денег и были созданы расчётно-кассовые центры. Поскольку жилищные организации распоряжались деньгами в своих интересах – оставляли себе сполна то, что им причиталось за выполненную работу, а «сдачу» перечисляли за электричество, тепло и воду. Естественно, предприятия-поставщики недополучали денег. Покончить с такой несправедливостью и отрегулировать систему расчётов намеревались с помощью РКЦ. Идея заключалась в том, чтобы поступающие деньги расщеплялись пропорционально между всеми их получателями. Так, чтобы никого не обижать.

Со временем ситуация изменилась – надобность в контролирующей бюджетные деньги прокладке отпала, владельцы жилья сами рассчитываются за услуги ЖКХ. А посреднические функции РКЦ не были выгодны населению никогда. Но муниципальные власти не только в Уфе, но и во многих других российских городах, противятся вхождению РКЦ в рынок. Причина очевидна: контролируя огромный финансовый поток, можно решать разные свои проблемы. Классический пример, который часто приводят финансисты: каждый из сидящих за столом передает соседу кусок масла. Его никто не ест, он в целости доходит до конца, но при этом у каждого – руки в масле.

Что бы нам ни говорили чиновники, судьба РКЦ предрешена законодательно. Жилищным и Гражданским кодексами, постановлениями правительства РФ определено: деньги должны поступать от потребителя услуги на расчётный счёт поставщика. Значит, в платёжках должен указываться расчётный счёт управляющей компании.

И если уж заговорили о законах, то давайте вспомним Федеральный закон «О персональных данных». Спрашивается: как и почему наши имена и фамилии, сведения о месте проживания, о собственности и т.д. оказались в информационной базе ЕРКЦ? На каком основании они переданы управляющими организациями Уфы посторонним лицам без нашего письменного согласия, как это предусмотрено законом? Этим принципиальным вопросом активно занялась региональная общественная организация «Право народа» и проводит целую акцию, направляя жалобы жителей по этому поводу в Территориальное управление Роскомнадзора по РБ. И уже есть результат: 7 мая от руководителя этого ведомства А.В. Шестакова поступил первый ответ о результатах рассмотрения жалобы одного из жителей Уфы. В нём сообщается, что выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 «Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации» (КоАП РФ) в части использования и распространения персональных данных. Материалы направлены в органы прокуратуры, и теперь остается только надеяться, что прокурорские работники доведут разбирательство до логического завершения – обратятся в суд за защитой нарушенных прав неопределённого круга лиц, являющихся собственниками жилья в Уфе.

Пройти испытание рынком

В принципе, ЕРКЦ никто не собирается уничтожать, во всяком случае, пока. Его просто ставят в рыночные условия – пусть сумеет доказать свою надобность населению, причём в конкурентном соревновании с теми же управляющими компаниями, банками и иными платёжными агентами, готовыми зайти на рынок этих услуг. Непривлекательность ЖКХ для банков и частного предпринимательства – это миф, сформированный местными властями для сохранения финансового контроля над отраслью, создания барьеров для конкуренции и, как следствие, непрозрачности и бесконтрольности денежных оборотов.

Пусть у жителей будет выбор. Они пойдут к тому, кто готов делать это дешевле. К примеру, в Великом Новгороде Центр работает так лихо, что даже связисты поручили ему начислять плату за телефон. Это оказалось более выгодным, чем содержать свою абонентскую службу.

А вот власти Тувы вместо организации единых расчётно-кассовых центров выбрали схему работы через банки – как менее коррупционную и более дешёвую. Мэрия Ульяновска в марте 2011 года приняла постановление о ликвидации городского МУП ЕРКЦ.

В соседней Казани тоже когда-то был создан и существовал Единый расчётный центр, который как образцовую организацию в январе 2007 года посетил Владимир Путин. Тогда ему рассказали, как успешно координируются из Центра услуги ЖКХ. Однако через полтора года городской ЕРЦ был ликвидирован. Правда, это оказалось полумерой, поскольку вместо единого центра стали образовываться локальные коммерческие организации. И не пожелавшие смириться с этими финансовыми «памперсами» граждане теперь воюют в судах с ними. Как, например, казанец Владимир Макаров, ставший благодаря этому известным человеком в столице Татарстана. Трудно перечислить все обращения в прокуратуру и судебные заседания по его исковым требованиям. Он считает ООО «Расчётный центр Московского района» Казани самопровозглашённым и требует признать его деятельность незаконной. Были при этом у него отдельные успехи. Он добился того, что в присылаемых гражданам счетах-фактурах появились банковские реквизиты управляющей компании, но тут же обнаружил, что это – чистой воды обман, поскольку штрих-код на счетах-фактурах принадлежит Расчётному центру, а, значит, и денежки поступают ему же.

Но вот пример не из какого-нибудь другого региона, а самый что ни на есть наш родной – башкирский. В июне 2011 года Учалинский районный суд по иску межрайонного прокурора своим решением признал деятельность местного МУП РКЦ незаконной и обязал его прекратить сбор денежных средств с населения. С тех пор вышеназванный МУП не существует, а население вздохнуло с облегчением и сегодня не только не испытывает абсолютно никаких неудобств, а несказанно радуется тому, что перечисляет деньги за жилищные услуги управляющим организациям, а за коммунальные – поставщикам ресурсов, и не кормит никаких посредников.

Ну, объясните мне кто-нибудь ради Бога, почему Учалы не могут быть примером для Уфы?! Ведь та схема, которая прекрасно работает там сейчас, идеальна. А та, принятия которой добиваются уфимцы, на самом-то деле – ущербна, потому что если просто исключить из цепочки платежей ЕРКЦ и все деньги за ЖКХ перечислять управляющим компаниям, то в их лице мы снова получим посредника между нами – собственниками жилья – и поставщиками воды, газа, электроэнергии, тепла. Нет никаких гарантий, что управляющими компаниями будут добросовестно оплачиваться счета ресурсоснабжающим организациям. Можно предложить и другой вариант оплаты – напрямую жильцами, но и здесь так же возникает вопрос о недобросовестном исполнении обязанностей УК перед жильцами по содержанию и ремонту многоквартирных домов. Так, например, если управляющая компания не принимает мер по уменьшению расхода тепла вследствие некачественного ремонта или невыполнения просто работ по утеплению дома, а дом – как решето, не держит тепло зимой, то почему собственники квартир должны переплачивать ресурсоснабжающим организациям за халатное отношение к своим обязанностям управляющей компании.

Пусть каждый выберет сам

Накопление денег на счетах управляющих организаций и их последующее перечисление поставщикам ресурсов совершенно бессмысленно. Добросовестным управляющим компаниям это прибавляет головную боль –чем расплачиваться с ресурсниками в случае несвоевременной оплаты коммунальных платежей жильцами? А нечистых на руку руководителей некоторых управляющих организаций это всегда будет вводить в соблазн «прокрутить» под банковские проценты не принадлежащие им деньги поставщиков коммунальных благ. Поэтому совершенно логичное, справедливое и законное решение вопроса таково и только таково: на счета управляющей организации должны поступать лишь те деньги, которые принадлежат ей, а деньги поставщиков ресурсов (вода, тепло, электричество, газ) должны идти напрямую им. Единственный минус для них: при такой схеме они должны сами взаимодействовать с жильцами и «выбивать» из них долги. Но уж тут, как говорится, хочешь кататься, люби и саночки возить. Что же касается содержания собственных сбытовых и расчётных подразделений поставщиками ресурсов, то, по мнению многих специалистов, это обойдётся сравнительно недорого. Таким образом, и у них нет особых резонов работать через ЕРКЦ. Так же, впрочем, как и у управляющих компаний. Честная управляющая организация не будет нести ответственность за то, что жилец не перечислил вовремя деньги за свет или воду, а нечестная не будет иметь доступа к огромным деньгам ресурсников.

Посреднические услуги в сфере ЖКХ оказываются давно и радостно. Особым козырем, доказывающим непревзойдённые преимущества ЕРКЦ, считается единая платёжная квитанция. Однако такой ли это прогресс? В любой стране мира вы найдёте в своём почтовом ящике пачку квитанций – за каждую услугу в отдельности (на Западе вообще нет такого понятия как ЖКХ). И можете выбирать, за что платить сейчас, а за что – чуть позже. И везде это считается логичным и единственно правильным подходом. Так десятилетиями было и в нашей стране, когда она ещё называлась советской. И ни у кого никаких вопросов и затруднений это не вызывало. Распорядитель семейными деньгами брал несколько квитанций и шёл в банк или на почту, где все их сразу в одном окне (!) оплачивал. Так было даже удобнее, поскольку позволяло более гибко планировать и тратить семейный бюджет.

А если уж кому-то принцип единого окна так дорог, то ведь он и сегодня вполне осуществим с помощью банков, без дополнительных затрат на создание ЕРКЦ и содержание их персонала. Собственник жилья вносит предъявленную к оплате сумму в банк, а он направляет эти суммы управляющей компании и ресурсникам. Вроде проще уже некуда. Но ведь мы живём в России, и чиновники постоянно вбивают нам в головы мысль о своей незаменимости и невозможности нам обойтись без их услуг, в том числе посреднических.

Цена вопроса – деньги. Они требуют счёта, и, например, я не желаю, чтобы на мне, потребителе коммунальных услуг, делали деньги из воздуха в своей непрозрачной бухгалтерии административно-связанные с МУП ЕРКЦ лица. И готов платить за жилищное обслуживание, газ, свет, воду и т.д. пусть по нескольким платёжкам, но без всяких посредников напрямую поставщикам этих ресурсов. Наверное, кто-то другой – более снисходителен к этому финансовому монстру в лице Единого расчётно-кассового центра и готов оплачивать его услуги. Третий считает, что лучший вариант – оплачивать услуги ЖКХ, например, через Сбербанк. Ведь недавно и сам его президент Герман Греф предложил правительству централизовать обслуживание расчётов в сфере ЖКХ с использованием инфраструктуры банка, созданной для обслуживания проекта универсальной электронной карты (УЭК). Как решить, который из этих вариантов лучший? И, думается, что лучшим, если не единственным решением этого вопроса был бы открытый выбор: по какой именно схеме – через ЕРКЦ, через управляющую компанию, через банк или напрямую – каждый конкретный потребитель жилищно-коммунальных услуг готов их оплачивать. Возможность такого выбора – это и есть рынок, не так ли? Выживет в нём ЕРКЦ – тогда хвала ему и слава, а если нет – долгая память. В конце концов, право выбора всегда было есть и будет неотъемлемым правом народа, и никто не может у нас это право отобрать.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.05.2013 12:02
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх