Версия // Общество // Оптимизация в цифрах

Оптимизация в цифрах

2515
В разделе

В августе 2012 года глава Минобразовании РБ Альфис Гаязов сообщил о необходимости продолжать оптимизацию в сфере образования. Основной причиной для подобных действий стала, по его словам, демографическая ситуация в республике: «Ежегодно сокращается количество учеников. Каждый год мы «теряем» в среднем по 5-5,5 тысячи школьников. Если раньше выпуск составлял 43 тысячи, то сейчас эта цифра равна 27,5 тысячи. Это общемировая тенденция. И понятно, что это требует иного взгляда на систему образования.

В августе 2012 года глава Минобразовании РБ Альфис Гаязов сообщил о необходимости продолжать оптимизацию в сфере образования. Основной причиной для подобных действий стала, по его словам, демографическая ситуация в республике: «Ежегодно сокращается количество учеников. Каждый год мы «теряем» в среднем по 5-5,5 тысячи школьников. Если раньше выпуск составлял 43 тысячи, то сейчас эта цифра равна 27,5 тысячи. Это общемировая тенденция. И понятно, что это требует иного взгляда на систему образования. Тем более в 2008 году она перешла на подушевое финансирование, поэтому, естественно, здесь нужны подвижки, связанные с оптимизацией, с одной стороны – сети образовательных школ, с другой – структуры работающих в этой системе людей. Но драматизировать ситуацию и говорить о том, что будут повальные увольнения – это совершенно неправильно. В первую очередь будут сокращены классы-комплекты с малым количеством учеников. Кроме того, мы не закрываем начальные школы – это наша принципиальная позиция».

А уже 9 октября 2012 года в рамках совещания по оптимизации расходов в образовании Альфис Гаязов отчитался перед президентом республики: «Что мы сделали? У нас было 25343 классов-комплектов, а стало 23603. В основном сократили те классы, где учились один или два ребёнка. При этом мы эту задачу полностью не выполнили. Потому что если бы мы выполнили на 100%, это привело бы к резкому сокращению». Каким же образом удалось ведомству достичь столь выдающихся результатов? На этот вопрос ответил сам министр образования РБ: «По закрытию школ я скажу, что по сравнению с прошлым годом количество школ-юридических лиц сократилось на 79, сократилось 67 филиалов, начальных школ две. Это тот случай, когда школы располагаются рядом, можно дойти пешком. До двух километров допускается». Получается, что процесс был достаточно безболезненным, однако так ли это на самом деле?

По данным Башкортостанстата, в 2011-2012 учебном году в Башкирии была 81 начальная школа, а к началу 2012-2013 года их число сократилось до 75. То есть, закрыто было не 2 начальные школы, а 6. Но и это ещё не всё. Согласно «Информации об оптимизационных мероприятиях по районам Республики Башкортостан на начало 2012-2013 учебного года», 7 бывших средних общеобразовательных школ (СОШ) и 62 основных общеобразовательных школ были преобразованы в начальные общеобразовательные школы. Таким образом, число НОШ сначала увеличилось до 150 (81+7+62), а потом резко сократилось до 75!

В рамках всё того же совещания Альфис Гаязов ищет причину неэффективности расходов и в неоправданно большом количестве учителей: «Когда мы говорим о наших неэффективных расходах, они касаются в определённой степени излишнего количества людей, работающих в этой системе. Существующие нормативы говорят о том, что, к сожалению, у нас по сравнению с тем, что должно быть, порядка 10 тысяч человек работающих больше, чем по нормативам».

По официальным данным, за последние 4 года количество педагогических работников, включая руководителей школ, уменьшилось на 7 637 человек, учителей – на 6 122. Вывод напрашивается сам собой: стахановские темпы оптимизации объясняются ничем иным, как повальным закрытием «лишних» школ и сокращением «лишних» учителей.

По теме

Когда заходит речь о ликвидации, простите, реорганизации учебных заведений в сельской местности, закономерно возникает вопрос и о так называемой транспортной доступности новых СОШ. На это у министра образования готов ответ: «Сегодня у нас функционирует 756 автобусов. В этом году на федеральные деньги мы приобретём 181 автобус, из них 78 мы уже получили. Сегодня мы возим в школу 25684 ребёнка из 1905 населённых пунктов. Есть паспорта маршрутов. С учётом 181 автобуса, которые поступают, мы охватим всю сеть населённых пунктов, которая нуждается в подвозе. Часть автобусов у нас 2006, 2007 годов приобретения, есть даже автобусы 2003, 2004 годов приобретения, которые мы постепенно выводим из эксплуатации. Но, к сожалению, парк требует особого внимания… В связи с оптимизацией сети общеобразовательных учреждений и истечением срока эксплуатации автобусов ежегодно требуется приобретение более 200 школьных автобусов.

Таким образом, часть проблемы обеспечения школ автобусами должна будет решаться муниципалитетами самостоятельно или на условиях софинансирования». То есть школам, находящимся на балансе районов, предлагается самостоятельно решать вопрос по приобретению транспорта? Ловко, ничего не скажешь.

Ну и, конечно, отдельная тема – заработная плата учителей: «Достаточно сказать, что еще в 2011 году соотношение зарплаты педагогических работников к средней зарплате по экономике в республике составляла 78% – 14 456 рублей (в среднем по экономике – 18 397 рублей). В ноябре 2012 года она уже составила 17 827,6 рубля, а в IV квартале текущего года составит 22 690 рублей, что соответствует средней заработной плате по экономике республики». Жаль, что до учителей эти средства не доходят. В селе хорошими деньгами, несмотря на все оптимистичные прогнозы чиновников, считается зарплата в… 10 тысяч рублей!

«В заключение хочу сказать, что неэффективные расходы в учебном году, то есть с августа по август, сократятся по нашим прогнозам на 1 миллиард 186 миллионов рублей, что составляет 26,1 процента от всей суммы неэффективных расходов». Прогноз весьма радужный. Министр образования РБ явно не намерен останавливаться на достигнутом и планирует сократить ещё 73,9 процента неэффективных расходов. На практике же мы получаем новые закрытые школы.

25 декабря 2012 года Альфис Гаязов вновь отчитался по оптимизации в рамках заседания правительства РБ: «В системе общего образования в текущем году функционирует 1587 дневных общеобразовательных учреждений (юридических лиц) и 812 филиалов с контингентом обучающихся в 429,6 тыс. детей. По сравнению с прошлым учебным годом число школ уменьшилось на 147 единиц, а за 4 года общее количество школ сократилось на 608 единиц, численность обучающихся – на 20,4 тыс.».

Районы – лидеры оптимизации

Район Число школ, 2005 год Число школ, 2011 год

Баймакский район 59 30

Буздякский район 33 13

Гафурийский район 27 8

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.08.2013 11:39
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх