// // Генпрокуратура проверит башкирских почитателей пантюркиста Валидова

Генпрокуратура проверит башкирских почитателей пантюркиста Валидова

1566

Особенности национальной политики


Фото: http://www.liveinternet.ru
В разделе

«Культ Валидова» в Башкирии насаждался со времён «парада суверенитетов», и сегодня его именем названа улица в Уфе, Национальная библиотека, учреждены общественная премия и памятная медаль.

В республике Башкортостан не существует единственного мнения в оценке жизнедеятельности турецкого подданного Ахметзаки Валидова. Как полагают многие эксперты, республиканским властям, в первую очередь, необходимо пестовать героев, которые объединяли бы жителей республики, а не разъединяли их.

В начале марта сильный общественный резонанс вызвало обращение парламентария Государственной Думы Алексея Журавлёва к генпрокурору Российской Федерации, которое касалось работы в республике некоего общественного движения, известного как «Небесные волки» («Kук Бyре»). Заместитель генерального прокурора рассказал, что прокуратура проведет необходимую проверку работы этой организации.

Главным поводом для депутатского запроса стали очевидные для народного избранника параллели между националистическим турецким движением «Серые волки» и общественной организацией из Башкирии «Небесные волки». Утверждалось, что обе организации объединяются вокруг общих националистических идей и также идеи пантюркизма, которая была весьма популярна в Башкортостане во времена неоднозначного проповедника тюркского сепаратизма Ахметзаки Валидова.

Депутат Журавлёв полагает, что отношения, которые сложились сейчас после определенных действий турецких властей, могут «способствовать возрождению пантюркистских идей националистического толка в Российской федерации и дать новые силы различным сепаратистским и экстремистским течениям». Вполне достаточно просто посмотреть на официальном сайте данной организации итоговый отчёт о проведенной работе за прошлый год. «Кук буре» обсуждают популяризацию Валидова, принятие участия в заседании по вопросу установки монумента Валидову в башкирской столице и тому подобные мероприятия разнопланового характера.

По мнению многих общественных деятелей, в Башкортостане намеренно насаждался так называемый «культ Валидова». «Мы до сих пор вспоминаем, как в 2010 году, в год шестидесятипятилетия победы в Великой Отечественной Войне в республике в обыкновенных русскоязычных школах, угрожая двойками, школьников заставляли писать восхваляющие сочинения о Валидове, — говорит житель Уфы Михаил Еленин. — Тогда только непосредственное вмешательство общественников смогло остановить такую практику».

В это же время даже поклонники Валидова не смогли прикрыть тот факт, что он желал поражения Советскому Союзу в Великой Отечественной Войне и хотел отсоединения республики Башкортостан от России. Апологет Валидова Амир Юлдашбаев рассказывал об его идеях со слов вдовы одиозного историка Назмии Тоган, с которой Юлдашбаев разговаривал незадолго до того, как она умерла в 1994 году: «Мой муж желал поражения СССР, потому что он полагал, что если распадется СССР, Туркестан и Башкортостан смогут обрести самостоятельность».

Как отмечают аналитики, «культ Валидова», участника движения басмачей и приверженца пантюркизма, появился в республике во времена, когда главой региона был Муртаза Рахимов, сразу после так называемого «парада суверенитетов». Уже при Рустэме Хамитове данный культ сохранился, но был смягчён.

По теме

Примеры насаждения культа.

Летом 1992 года Национальной библиотеке республики Башкортостан было присвоено имя Валиди. В том же году на средства из бюджета был снят документальный телефильм-биография «Заки Валиди Тоган». В Башкортостане была учреждена премия имени Валиди, а также была сделана памятная медаль «Ахмет-Заки Валиди Тоган» — награда республиканской научной академии. Улицы, названные в честь Валидова, раскинулись во многих городах и селах Башкортостана, в его честь были также названы республиканские гимназии, открывались памятные мемориальные доски, и даже проводились детские спортивные мероприятия.

К дате стадвадцатилетия Международной организации по развитию тюркской культуры и искусства, 2010 год был назван годом Валиди. В Башкортостане, в Крыму и в Турции прошли несколько крупных мероприятий. В августе того же года в районе Кечиорен в Анкаре открыли парк имени Валиди. Стадвадцатипятилетие Валидова, которое как раз выпало на прошлый год, праздновалось уже не так пышно.

Монументы в честь Валидова есть в Санкт-Петербурге, башкирских Сибае, Ишимбае Темясово, а также в странах бывшего СССР. Стоит отметить, что монумент Валидову в Сибае, как говорят некоторые СМИ, был поставлен на личные сбережения единоросса, зампредседателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрея Назарова. Такой же монумент этому одиозному персонажу Назаров хотел поставить и в башкирской столице.

Вопрос о том, чтобы установить монумент Валидову в Уфе, республиканские националисты поднимали много раз, однако каждое обсуждение возможной установки монумента вызывало бурю эмоций среди населения, и предложение откладывалось в долгий ящик под предлогом «отсутствия средств».

Одним из недавних обращений против установки монумента Валидову было официальное обращение членов Исполкома РОО «Собор русских Башкортостана» к руководителю республики Рустэму Хамитову, которое было опубликовано летом прошлого года. Как говорят общественники, Валидов «всячески желал поражения Советскому Союз в ВОВ и хотел появления на его горящих обломках независимой Башкирии», в связи с чем «восхваление Валидова в полиэтничной Башкирии является негативным явлением, которое определенно будет иметь отрицательный эффект на межэтническую стабильность в регионе, а установка монумента этому противоречивому историческому персонажу однозначно недопустима», передает ИА Regnum.

Политолог Ильдар Габдрафиков полагает, что к Валидову стоит относиться гораздо более взвешенно. «Если различные герои, исторические символы, отдельные события или даты вызывают активное общественное обсуждение, то цель властей - постараться не раздувать конфликт, — отметил Габдрафиков. — Для кого-то некоторые исторические персонажи всегда будут иметь положительную коннотацию, а для других — отрицательную, намеренное заострение внимания общественности на этом будет приводить к повышению конфликтности. Стоит обращать пристальное внимание на иные символы, которые будут призваны объединять население, делать их более близкими друг другу».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.03.2016 17:21
Копировать текст статьи
Комментарии 1
  • Aygöl Baymirza 30.11.2016 12:06

    "Стоит обращать пристальное внимание на иные символы, которые будут призваны объединять население, делать их более близкими друг другу.

    На русских святых и русских героев-колонизаторов? ))) Ой, насмешил.

Еще на сайте
Наверх