Версия // Общество // В сети дали советы по регистрации товарного знака

В сети дали советы по регистрации товарного знака

11913

Фото: picpedia.org/Nick Youngson
В разделе

Товарный знак нужен, если предприниматель хочет выделиться среди конкурентов. Зарегистрировать его непросто, но это того стоит: если кто-то решит использовать аналогичное название, правообладатель может потребовать компенсацию, размер которой составляет от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

Что такое товарный знак и для чего нужен

Он помогает предпринимателю обратить на себя внимание на рынке, а потребителям – не путать искомый товар или услугу с аналогичными. Например, есть множество производителей обуви, но покупатель в магазине в первую очередь обращает внимание на ассортимент знакомой компании – той, с продукцией которой он уже знаком и доволен качеством.

Какие преимущества дает товарный знак:

Право использовать торговое название. Владелец наименования – его правообладатель. При этом он уверен, что чужих прав не нарушает.

Право привлекать к ответственности за использование. Компенсацию могут заставить выплатить не только продавца, реализующего товар с чужим знаком, но и саму торговую площадку.

Возможность внесения данных в Федеральный реестр таможенной службы. Любое пересечение границы таким товаром допускается только с разрешения правообладателя. Это дополнительно защищает продукт от синхронного импорта.

Право наносить на продукт маркировку «™» или ®. Такие значки дают понять, что использовать этот логотип и наименование без разрешения – нарушение закона.

Использование в качестве нематериального актива предприятия. Под залог товарного знака можно брать займы. Он оценивается в 5-10% общего дохода от продаж. Внесение в уставный капитал делает компанию дороже и привлекает дополнительных инвесторов.

Возможность заключать франшизные соглашения. Продавать франшизу разрешается только компаниям с зарегистрированным торговым знаком. Франчайзи-партнер не сможет использовать бренд без согласия правообладателя.

Какими могут быть товарные знаки

Их несколько разновидностей.

Словесный. Наименования предприятий или продукта. Это могут быть обычные слова или придуманные термины: Альфа, Радамант, Викан. Сюда же относятся и слоганы – к примеру, как у Билайна: «Живи на яркой стороне».

Изобразительный. Оригинальные изображения символов, геометрических фигур, животных, людей: яблоко компании Apple, или две переплетающиеся латинские буквы C у Chanel.

Объемный. Обычно это сам товар или его упаковка, имеющие индивидуальные отличительные черты: узнаваемая бутылка ликера Шериданс, флакон духов Герлен серии Аква Аллегория, украшенный «сотами» и пчелой на крышке.

Комбинированный. Например, наименование и необычная упаковка, или слово и изображение (компании Reebok, Wella).

Звуковой. Отрывки из песен, отдельные звуки. Они называются джинглами: музыкальная дорожка программы «Большая разница», или радиостанции «Европа Плюс».

Обонятельный. Используется редко. Представляет собой аромат, нетипичный для продукта. Так, в Великобритании есть компания, выпускающая покрышки, в качестве товарного знака у которой зарегистрирован аромат определенного сорта розы. Для оформления такого знака отличия предприниматель должен полностью описать запах, состав композиции, предоставить ее химическую формулу.

Не все символы и рисунки можно использовать в качестве товарного знака. Что не допускается:

По теме

  • государственная символика;
  • названия международных организаций, их логотипы и знаки;
  • общепринятые символы (красный крест);
  • элементы обозначения товаров, вошедшие во всеобщее употребление (оренбургский пуховый платок);
  • то, что может ввести потребителя в заблуждение: например, зарегистрировать агентство недвижимости под названием АН «Российское» не получится – люди могут подумать, что это государственная компания;
  • наименования и обозначения, схожие с уже имеющимися: «Интеркафе» и «ИнтерКафе».

Товарные знаки, не отвечающие общеустановленным требованиям, зарегистрировать не получится, и предприниматель потеряет деньги, потраченные на подачу заявки.

Что нужно для регистрации

Оформлением занимается Роспатент. Для подачи заявки нужны документы:

  • заявление (заполняется на специальном бланке);
  • обозначение товарного знака;
  • описание обозначения (в произвольной форме);
  • перечень товаров и услуг, для которых будет использоваться этот знак (в соответствии с МКТУ);
  • подтверждение согласия на обработку личных данных.

Подготовленный пакет передают лично (в головной офис), почтой, или же в электронном виде. Последний вариант самый удобный, однако для него нужно наличие ЭЦП.

Как проверить уникальность торгового знака

Теоретически зарегистрировать можно любое наименование или логотип. Однако есть такие, которые точно не пройдут проверку. Основные причины, по которым Роспатент отказывает в регистрации – не уникальность товарного знака, его схожесть с уже имеющимися. Что проверяют:

  • графические элементы;
  • слуховое восприятие (фонетическое);
  • семантическое совпадение (общий смысл, идея).

Для проверки уникальности есть множество ресурсов. Рациональным решением будет обратиться за поиском в ФИПС. Это платный сервис, но он надежный.

В интернете есть и бесплатные сервисы проверки, однако они не могут гарантировать достоверность.

Важно: когда эксперты Роспатента анализируют уникальность знаков, они используют такие понятия как «различительная способность», «сходство до степени смешения». Эти признаки законодательно не конкретизированы. При самостоятельной проверке вы можете решить, что ваш знак единственный в своем роде и не похож на чужие, но специалисты могут посчитать иначе и отказаться его зарегистрировать.

Сколько придется заплатить

Процедура платная: предпринимателю нужно оплачивать пошлины за подачу заявки, экспертизу, регистрацию и выдачу свидетельства. Размер взноса зависит от того, на какие товары и услуги будет распространяться товарный знак. Минимальная сумма не ниже 33 тыс. рублей:

  • Регистрация заявления обойдется в 3,5 тыс. рублей. В эту же сумму войдут услуги по проверке документов.
  • Фактическая экспертиза стоит 11,5 тыс. рублей. За эти деньги специалисты проверяют уникальность торгового знака, выясняют, все ли требования закона соблюдены.
  • Если решение положительное, сама регистрация обходится предпринимателю еще в 16 тыс. рублей.
  • Стоимость свидетельства 2000₽.

Если в заявке укажут несколько классов, то потребуется доплатить. Внесение изменений тоже платное: исправления обойдутся дополнительно в 2,8 тыс. рублей.

Сумма может быть снижена, если документы подавать в электронном виде. Размер «скидки» составит 30%.

Если эксперты откажут в регистрации, их решение можно оспорить. Но за это придется выложить еще 13,5 тыс. рублей. Чтобы такого не произошло, перед подачей заявки нужно все тщательно перепроверить.

Из каких этапов состоит процедура

Первое, с чего начинается – разработка товарного знака. На этом этапе предприниматель самостоятельно проверяет уникальность возможных вариантов, а затем начинает оформление:

1. Собирает требующиеся документы и передает их в Роспатент для формальной экспертизы (проверки соответствия законодательным требованиям). Этот период занимает примерно 1 месяц.

2. Если все хорошо, то специалисты приступают к проведению фактической экспертизы – сверяют товарный знак с уже существующими. Проверка может занять полгода.

3. Если решение экспертов положительное и регистрация одобрена, предприниматель оплачивает необходимые пошлины.

4. Роспатент регистрирует одобренный товарный знак. Сведения об этом размещают в официальных списках, а предпринимателю выдают свидетельство. Это занимает до двух месяцев.

Весь процесс длится 8-10 месяцев. Ускорить его не получится. А вот замедлить легко: например, если вносить изменения, давать разъяснения по запросам экспертов, запутаться в классах МКТУ.

Формально провести процедуру регистрации можно самостоятельно. Однако при таком подходе есть вероятность получить отказ: процесс имеет слишком много нюансов, разобраться с которыми под силу только специалисту.

Для того чтобы не тратить свое время и деньги на оспаривание отказа, повторную подачу заявления, внесение изменений в уже отправленный документ, можно обратиться за помощью к профессионалам. К примеру, компания СтройЮрист может помочь вам справиться со всеми тонкостями процесса регистрации товарного знака: правильно составить заявку, выбрать классы товаров и услуг, подать документы на экспертизу.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.03.2021 11:29
Комментарии 2
Еще на сайте
Наверх