На фоне ранних холодов отопительный сезон в Башкирии стартовал в середине сентября: сначала тепло подали в социальные объекты, затем – в жилые дома. Пришедшие гражданам квитанции за сентябрь заставили их усомниться в правильности начисленных сумм и заподозрить обман.
В 2019 году Башкирия перешла на новую систему оплаты отопления – схему 1/8, которая фактически предусматривает оплату за реальную подачу тепла. Последние счета, где присутствовали корректировки за прошлый сезон, пришли жителям зимой и весной. Предполагалось, что в этом году уже не будет никаких новых корректировок и доначислений, однако граждане столкнулись с проблемами уже сейчас. Жильцы многоквартирных домов пожаловались местным властям на произвол со стороны управляющих компаний: последние прислали счета за отопление уже в сентябре, объяснив указанные там суммы отсутствием в домах счетчиков.
Как объяснил замглавы министерства ЖКХ республики Марат Шангареев, не все теплоснабжающие организации правильно поняли, каким образом должна осуществляться оплата. В прошлом году всем разъяснялось, что если отопительный сезон стартовал в сентябре, плата, соответственно, начинает взиматься с сентября, и так далее. Но по сути получилось так, что платежки гражданам выставлены за август, а в это время тепло еще не подключалось. Министерство уже обратилось в районные администрации с требованием отозвать их. Если платежки не отзовут, последним месяцем для выставления счетов за отопление для вышеупомянутых организаций станет апрель, а не май. Правильно же, по словам Шангареева, выставлять счета, начиная с октября. Если в доме не установлены счетчики, платеж будет одинаковым на протяжении всех восьми месяцев. Если прибор имеется, оплата взимается, исходя из фактических показаний.
Поторопились с платежкой
Жители республики возмутились в связи с тем, что в сентябре многим из них пришел расчет за полный месяц. Такие платежки, в частности, получили в Нефтекамске и Уфе. По мнению граждан, если отопление подавалось в течение 12 дней, значит, плата должна взиматься лишь за этот период, несмотря на отсутствие счетчика. При этом, как отмечают люди, в некоторых случаях заявки на установку счетчика поданы несколько месяцев назад, но управляющая компания никак не может установить прибор, а в некоторых – с его функционированием возникают различные проблемы, однако управкомпании не спешат их решать.
Нашлись и те, кто возмутился по поводу включения тепла раньше, чем положено по нормативу. Согласно установленному условию, для этого нужно, чтобы среднесуточная температура воздуха не поднималась выше +8 градусов в течение 5 суток. Жители одного из домов Уфы обратились к мэру города, попросив объяснить, на основании чего было решено начинать отопительный сезон раньше.
Еще дороже
Также оказалось, что оплата по новой схеме невыгодна гражданам: двое уфимцев уже обратились по этому поводу в республиканскую прокуратуру, отметив, что необходимо внести изменения в постановление правительства об оплате за отопление. Они указали, что плата за эти услуги значительно выросла, так как для домов без счетчиков в документе неверно указан повышающий коэффициент. Жители усомнились в его законности, поскольку он не предусмотрен в правилах предоставления коммунальных услуг для тепловой энергии.
Жители Башкирии задолжали «Газпрому» 2,2 миллиарда рублей. Об этом накануне сообщил врио главы республики Радию Хабирову глава правления газовой корпорации Алексей Миллер.
Если руководствоваться федеральным законодательством, по схеме 1/8 коэффициент рассчитывается по формуле 8:12=0,67, а в постановлении правительства РБ схема выглядит иначе: 12:8=1,5. Таким образом, жители Башкирии переплачивают вдвое, и переплачивали весь прошлый сезон. Сообщается, что прокуратура уже рассмотрела обращение на этот счет, и в правительство внесен протест на определенные положения упомянутого ранее постановления.
У жильцов домов, оборудованных приборами учета, есть немало вопросов к правильности данных счетчиков и начислений. К примеру, в прошлом году в рамках внеплановой проверки Госжилнадзора были обнаружены нарушения, связанные с махинацией с данными счетчиков. В итоге жителям, пожаловавшимся на завышенные суммы, сделали перерасчет на сумму в 28,5 миллиона рублей. Кроме того, по итогам анализа начисления платы за тепло удалось добиться возврата гражданам более 25 миллионов рублей.
В Госжилнадзоре указали, что продолжают вести работу по контролю за приведением в рабочее состояние, правильной эксплуатации, ремонту и наладке общедомовых счетчиков. Точная информация о том, сколько из них исправны, а сколько – нет, ведомству должны предоставлять ресурсоснабжающая организация. Управляющие организации в данном случае выступают лишь как посредники. Перед тем, как запустить тепло, ресурсники и представители управляющих компаний совершают контрольный обход всех домов, оборудованных приборами учета, и оценивают их состояние.
Отметим, в прошлом году МинЖКХ сообщило о планах на формирование единой информационной базы данных. Одна организация должна была осуществлять сбор показаний счетчиков, независимо от ресурсоснабжающих и управляющих компаний, а затем обобщать всю эту информацию и предоставлять участникам рынка. Как указал Шангареев, соответствующая работа ведется, но пока не завершена.
Провертье ЖКХ 14 квартплата очень завышенная,чем в других ЖЭУ.Башкортостан.г.Салават.