Версия // Власть // Следствию становятся известны схемы хищений бюджетных средств в дорожной сфере Башкирии

Следствию становятся известны схемы хищений бюджетных средств в дорожной сфере Башкирии

7301

«Мы каждый год так делаем!»


http://web-compromat.com/
В разделе

Напомним, что в Башкирии следственные органы проводят проверку хищения средств при строительстве обходной дороги села Караидель и моста через реку Уфа. Материал по этому факту поступил в СУ из УФСБ по РБ.

Правда, квалифицируют дело пока как халатность со стороны должностных лиц ГКУ «Управление дорожного хозяйства РБ», но есть информация, что после беседы с сотрудниками госбезопасности трое подозреваемых уже дали показания и оформили явку с повинной. Вишенкой на торте стало одно из объяснений Фата Халитова, гендиректора Башкиравтодора, данное им оперативникам ФСБ, звучащее как анекдот: «А что такого-то, мы каждый год так делаем». А те ему: «Да? Расскажи-ка тогда нам, что ты делаешь каждый год».

Осенью 2016 года, когда проворачивалась афера со строительством Караидельского моста, произошла странная история и с 223 миллионами рублей, которые «Башкиравтодор» направил не на погашение банковских кредитов, а строительным компаниям. Следователи полагают - аффилированным с чиновниками. Именно тогда только-только назначенным заместителем премьер-министра Правительства РБ Ильясом Мунировым и новым председателем Комитета по дорожному строительству Римом Гилязетдиновым был переформатирован территориальный заказ РБ на строительство дорог. Явно только для одного - легализации этих проводок.

Посвященные источники пояснили, что проще всего было оставшиеся деньги (к примеру, не освоенные федеральные) зарыть в дорожно-строительную отрасль. Тогда два выше названных чиновника вносят изменения в территориальный заказ, увеличивают его за счет федеральных денег до 230 миллионов и утверждают в Совете министров. Затем территориальный заказ спускается в Комитет по дорожному строительству, а тот отправляет его в Управление дорожного хозяйства. Которое говорит, что мол «Башкиравтодор» взял, да и досрочно выполнил работы, которые планировались на следующий год и сейчас нужно 3 миллиарда рублей, чтобы с ним рассчитаться. И им увеличивают территориальный заказ, а потом «Башкиравтодору» закрывают невыполненные работы. 3 миллиарда взято не для красного словца. Именно столько в 2016 году по республике было выделено на так называемые «перепроцентовки», то есть оплату по факту выполненных работ.

При годовом обороте в 9 млрд. рублей у «Башкиравтодора», его прибыль составила 10 миллионов! И это явно следствие схем, когда бюджетные средства «осваиваются», рассовываясь по карманам. А поскольку средства, изъятые на «перепроцентовки», нужно чем-то компенсировать, чтобы завершить строительство объектов, это как раз может делаться за счет прибыли «Башкиравтодора». И так повторяется из года в год.

Но помимо строительства, в дорожной сфере есть и другие «интересные» варианты освоения средств. Это закупка топлива, битума, запасных частей, невыполнение заказов. Среди таких вариантов - сотрудничество «Башкиравтодора» с частной компанией «Танып» из Нефртекамска, по которой сейчас ведется уголовное дело. «Умельцы» конторы засыпали в основание дороги зашлакованный, залитый битумом щебень, взятый ими с полигона отработанного материала. При дождях вода не пройдет через такую щебенку и дорога вспучится. То есть, в землю зарыли десятки миллионов, и все придется переделывать. Но владелец «Таныпа» Овик Нргеян до поры до времени не переживал, ведь он является близким другом зампремьер-министра Ильяса Мунирова. Он сам об этом написал в признательных показаниях, поскольку сейчас пытается заключить сделку со следствием.

По теме

Вот и другой пример. В месяц «Башкиравтодор» для своих нужд закупает топлива на 200 млн рублей. Но по условиям, поставлять его может только та организация, которая готова ждать оплаты 180 дней с момента поставки. Естественно, что желающих поставлять нет. И тут появляется компания «Аквамак-процессинг» Олега Макаренко. Перефразируя цитату известного киногероя: «эта компания, у кого надо компания». Она выигрывает тендер и получает деньги. Причем сразу - через 15-30 дней. Кроме того, за то, что рассрочка платежа якобы составляла 180 дней, в договоре дополнительно к цене поставщика фигурирует инфляционная премия в 15%. Но если расчет осуществляется не за полгода, а за месяц, то получается приличная прибыль, пишет издание «Новые ведомости».

Кстати, похожие схемы, только в меньших масштабах, уже применялись предшественниками Халитова. Вообще «Башкиравтодор», который на 100% является государственным предприятием, в последние годы регулярно попадал в криминальные сводки. За 4 года в нем сменилось 4 руководителя, и все они уходили со скандалами. В 2012 году Следственный комитет предъявил обвинения Марату Гилимьянову, экс-директору «Башкиравтодора», которого заподозрили в прокладке за счет предприятия к своему личному дому дороги стоимостью 2,37 миллиона рублей. В ноябре 2015 года по результатам доследственной проверки возбуждено уголовное дело в отношении следующего гендиректора предприятия Рината Абдуллина. Его подозревали в нанесении ущерба в размере 70 миллионов рублей в результате аферы с субподрядчиком «Базовая промышленная группа». Осенью 2016 года было направлено в суд уголовное дело экс-гендиректора «Башкиравтодора» Шамиля Аминова. Он с 2006 по 2009 годы создавал подконтрольные ему коммерческие фирмы, незаконно передавал им транспорт и иную дорожную технику, и позже арендовал собственную технику у комфирм. В результате республике причинен ущерб на 64 млн рублей.

Нынешний генеральный директор «Башкиравтодора» Фаат Халитов, земляк главы Башкирии, в скандал влип сразу - в связи с попыткой предприятия потратить половину своей мизерной прибыли на покупку сверхнавороченного внедорожника «Тойота Лэндкрузер 200» за 5,3 миллиона рублей. После случившегося скандала на сайте госзакупок была опубликована служебная записка об отмене торга предприятием. Но с Караидельским мостом история куда масштабнее и куда интереснее, чем с каким-то внедорожником. Сумма пропавших федеральных и республиканских денег здесь может перевалить за миллиард.

Поскольку уже есть явки с повинной, документальная доказательная база, то есть основания предполагать, что «дело «Башкиравтодора» приведет к наказанию виновных - даже если и только среднее звено, - и в строительной области Башкирии будет наведен хоть какой-то порядок.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.03.2017 19:54
Комментарии 1
Наверх