// // Медкабинет закрыт. Все ушли

Медкабинет закрыт. Все ушли

478
В разделе

Можем ли мы, проводив своих детей в школу, быть уверены, что ничто не грозит их здоровью?

По закону наши дети окружены заботой медицинских работников ещё до рождения и вплоть до последнего выпускного экзамена в школе.

По закону всё хорошо, но есть факты: прогрессирующий рост хронических форм патологий, снижение количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными как научных исследований, так и официальной статистикой. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения от младших классов к старшим. И как следствие – ограничения, а то и негодность к прохождению военной службы, получению профессионального образования, трудовой деятельности. Не стоит забывать о том, что и репродуктивное здоровье мужчины и женщины во многом зависит от особенностей течения детства.

На совещании, посвященном итогам деятельности столичного образования в 2012 году и перспективам работы на 2013 год, было заявлено, что в Уфе «принимаются системные меры по укреплению здоровья школьников. Наработаны действенные методики здоровьесбережения учащихся, введен третий час физической культуры. Охват школьников горячим питанием составляет 83%».

Никто не собирается подвергать сомнению или критике озвученные цифры и уж тем более добавленный час к уроку физкультуры. Но где в чрезвычайных ситуациях, которые случаются не так уж редко, оказываются закреплённые за школами медработники? Они появляются в учебных заведениях эпизодически. Как должен поступать учитель, если у ребёнка приступ или обморочное состояние? Если он получил травму в потасовке во время перемены? Обычно администрация школы вызывает «скорую» и, если это возможно, связывается с родителями. Или при менее тяжких ситуациях ребёнка отпускают домой в сопровождении социального педагога или кого-то из одноклассников. Вот такая примитивная картина на фоне декларирования идей модернизации российской школы…

Еще в 2011 году из уст тогдашнего президента страны Дмитрия Медведева прозвучала критика в адрес медицинского обслуживания в школах страны. Он отметил, что в трети школ России нет медицинских кабинетов. «В значительной части российских школ отсутствуют медицинские кабинеты. Либо имеются, но там стоят только стулья, столы и более ничего, не найдёшь ни оборудования медицинского, ни даже элементарных лекарственных препаратов. Порой единственное, что может сделать школьный доктор – это просто позвонить в «скорую помощь», – сказал Медведев, выступая на совещании по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольных и школьных учреждениях. Отметил он и то, что специалисты на такую работу идут крайне неохотно, мотивируя это, с одной стороны, большим объёмом ответственности, а с другой стороны, низкой зарплатой, отсутствием возможности карьерного роста.

Медицинские кабинеты есть во всех уфимских школах. А вот оснащены оборудованием, лекарствами и даже мебелью они по-разному. Эта «начинка» напрямую зависит от того, какой статус имеет образовательное учреждение – гимназия это, лицей или обычная школа. Если быть ещё точнее, – от того, есть ли в школе реально работающий «состоятельный» попечительский совет, учатся ли здесь отпрыски преуспевающих бизнесменов, государственных чиновников. В начале каждого учебного года к руководителям школ приходит медработник с очень длинным списком повседневно необходимых лекарственных, дезинфицирующих средств и перевязочных материалов. Обычно в нём – около 50 позиций, начиная с банальных аспирина, анальгина, панкреатина и др. Ясно, что ответить на просьбу отказом никто не имеет права. Но и денег у директора тоже нет. Обычно его выручают сердобольные родители – складываются и приобретают всё необходимое.

По теме

Проведенный телефонный опрос и осторожные, с пожеланиями остаться анонимами, ответы руководителей школ говорят: проблема медицинского обслуживания решается самостоятельно каждым учебным заведением. Хотя п.4 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. №3266-1 устанавливает, что медицинское обслуживание школьников обеспечивают органы здравоохранения. А школьная администрация создаёт для этого условия. Нам не удалось выявить ни одной школы, отказавшейся предоставить помещение для медкабинета. Но остаётся вопрос: когда же в школах начнут на постоянной основе работать врачи? Неужели лишь тогда, когда в каком-либо учебном учреждении случится непоправимое из-за не оказанной вовремя или оказанной непрофессионально помощи?

Этот вопрос мы адресуем к органам управления здравоохранением в Уфе и республике. На бумаге уже всё отлично: есть оформленные безвозмездным договором о сотрудничестве отношения «медицинское учреждение – общеобразовательное учреждение». На деле есть медкабинеты. Есть медперсонал, закреплённый за школами. С мизерной зарплатой, которая не стимулирует ни любви к выбранной профессии, ни горения на работе. Язык не поворачивается в этой ситуации повторять пафосные лозунги о том, что не всё в этом мире измеряется только деньгами, призывать к совести, объяснять, что дети должны быть под медицинским присмотром в течение всего учебного процесса... А может, у ответственных государевых мужей от медицины есть более весомые аргументы, которые убедили бы медработников бывать в школе постоянно, пока длятся уроки?

Александр Портнов
Опубликовано:
Отредактировано: 26.03.2013 02:44
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх