Школы начинают жить по новому закону, подводные камни которого ещё не все осознали

Учение – свет, но есть у него тёмная изнанка

Кончилось тёплое лето. Миллионы юных россиян сели за парты своих родных школ. Для первоклассников прозвенел первый в их жизни звонок, зовущий в страну знаний, мир неизведанного, в страну, где двойки, пятёрки, беготня на переменах, нелепые прозвища, шалости, проказы, вкусные и не очень школьные завтраки и обеды, кажущиеся бесконечными наставления учителей, самой классной «классной», душеспасительные беседы с предками после собраний и всё прочее, из чего складывается школьная жизнь. Редкий день в году, когда педагоги попадают в центр общественного внимания, оказываются осыпанными комплиментами учеников и родителей, а учительские столы украшают десятки роскошных букетов, классы наполняются ароматами роз, гладиолусов, хризантем, шоколада.

Кончилось тёплое лето. Миллионы юных россиян сели за парты своих родных школ. Для первоклассников прозвенел первый в их жизни звонок, зовущий в страну знаний, мир неизведанного, в страну, где двойки, пятёрки, беготня на переменах, нелепые прозвища, шалости, проказы, вкусные и не очень школьные завтраки и обеды, кажущиеся бесконечными наставления учителей, самой классной «классной», душеспасительные беседы с предками после собраний и всё прочее, из чего складывается школьная жизнь. Редкий день в году, когда педагоги попадают в центр общественного внимания, оказываются осыпанными комплиментами учеников и родителей, а учительские столы украшают десятки роскошных букетов, классы наполняются ароматами роз, гладиолусов, хризантем, шоколада. Прошли традиционные торжественные линейки, где выступили директор, гости школы. Начался новый учебный год. Как бы я хотел встретить этот год ребёнком. Смеюсь, когда ловлю себя на этой мысли. Ведь маленькому человеку неведомо, да и безразлично, наверное, то, какие планы зреют в головах взрослых, обременённых властью, в отношении школы – места, где живёт детство. Более того, и думать об этом не хочется, будучи маленьким.

Слова, слова, слова…

А планов у государства – чёртова гибель. С 1 сентября этого года вступает в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации». Закон призван заменить два действовавших до этого закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Новый закон внесёт много изменений в действующую систему дошкольного, школьного и вузовского образования. При беглом знакомстве с ними, не будучи юристом, правоведом, директором школы или ректором вуза, мало что понимаешь. Но при повторном прочтении отдельные нововведения становятся доступными для переваривания и обывателю. Раскрываются, например, такие понятия, как «обучающийся», «образовательная организация», «инклюзивное образование», «конфликт интересов педагогического работника», «присмотр и уход за детьми» и другое.

Несмотря на жаркие споры и сломанные копья вокруг платности или бесплатности образования в России, новая редакция закона закрепляет общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе – бесплатность высшего образования, если такое образование получается гражданином впервые. Но тут-то и нужно, что называется, включать мозги. Малозаметная терминологическая перемена, говорят эксперты. Появляется термин «образовательная организация». Казалось бы, какая разница, ну, игра слов – не более. Вот здесь и обнаруживается главная проблема. Ведь гарантия бесплатности общего образования в соответствии с Конституцией РФ распространяется именно на образовательные учреждения. И под предлогом того, что «учреждение» только одна из возможных организационно-правовых форм, переименование в «организацию» означает то, что в любой момент образование может стать платным, то есть создаются условия для этого. Новый закон, таким образом, не вводит платного образования, но он создаёт условия для того, чтобы в любой момент это можно было сделать. Точно так произошло и с Законом «Об охране здоровья граждан», где медицинские учреждения заменились на медицинские организации, и поэтому мы сегодня имеем всё более платную медицину. То же самое, вероятно, ждёт и систему школьного образования.

Также вызывает интерес впервые законодательно закреплённый особый статус педагогического работника. По статусу педагоги имеют право на сокращённую продолжительность рабочего времени, однако, не устанавливается предел количества часов; право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года; право на ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется правительством РФ; педработникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и его проведению. Размеры такой компенсации устанавливаются субъектом РФ. В законе отдельно отмечается, что педагогический работник организации не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. А платные услуги в реальности – это репетиторство – бизнес учительского класса. Куда без него? И в той же школе, где работает учитель, только после 14.00 и за приличное вознаграждение.

«Небедные» учителя

Новый закон официально закрепляет то, что расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте Российской Федерации. На августовском педсовете чиновники от образования назвали размер средней заработной платы башкортостанского учительства – 25 240 рублей. По залу прошёл гул насмешек и возмущений откровенным враньём. Где берут эти цифры «пиджаки» – непонятно. Скорее, делят зарплаты директоров нефтеперерабатывающих заводов и учителей, тогда все сходится, конечно. Причём манипуляции с так называемой средней заработной платой учителей продолжаются уже минимум три года. Правда, ежемесячно с начала 2013 года учителям выплачивают стимулирующие, в зависимости от трудового вклада. Но что удивляет, эти самые стимулирующие выплаты не положены завучам – главным организаторам учебного процесса и директорам школ. Вот и пойми логику экономистов!

Закон несёт в себе отдельные неприятности для современной российской школы. В законе нет места гимназиям и лицеям. Это не означает того, что они будут закрыты, просто финансирование получат на общих основаниях, без добавок на факультативы и дополнительные занятия, которые отличают их от обычных средних школ. Здесь законодателя можно и поддержать. По одной простой причине, что, наверное, на пальцах одной руки можно сосчитать заведения, которые реально соответствуют статусу лицея или гимназии. В Уфе таковых просто нет. Почитайте определение «лицея» и «гимназии» в словарях (дневной сон, верховая езда, билингвизм, бальные танцы, шведский стол). Есть вывески, есть программы, но содержания гимназического и лицейского нет. Было бы странным на «Запорожец» наклеить лейбл БМВ, ничего кроме недоумения и улыбки это бы не вызвало. Ещё присутствуют непонятные снобизм, спесь при отборе и приёме детей в названные заведения. Откровенно собираются деньги. Сборы, конечно же, оформляются как пожертвования, юридически не придерёшься. Вот и незачем этим «лицеям» получать финансирование, коли родители щедро платят. Родитель в таких школах и не возмущается сборами, ведь здесь он платит за комьюнити – не за образование, то есть за то, чтобы чадо тусовалось в одной школе с такими же, у кого жизнь удалась, с детьми представителей коррумпированной бюрократии, олигархии, высших начальников силовых структур. Как тут не согласишься с Владимиром Путиным, который в своих предвыборных статьях констатировал: «Школа перестаёт выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию».

Ученикам школ закон гарантирует бесплатность образования в рамках новых стандартов. Но за занятия сверх прописанных в стандартах школа имеет право брать плату. Изучение религии из факультатива превращается в обязательную дисциплину, причём содержание предмета должно пройти экспертизу в православной церкви или мусульманской общине. То есть, детям будут преподавать именно основы религиозных учений, а не объективную информацию о существующих культах. Школьная форма будет вводиться по усмотрению администрации учреждений. Результаты ЕГЭ будут действительны пять лет после сдачи экзамена. Молодой человек может отслужить Отечеству и поступить в вуз…

К чему идём?

Хорош или плох новый закон, пусть разбирается экспертное сообщество. Думаю, оно способно дать адекватную оценку четырёхлетнему труду депутатского корпуса, Министерства образования, учёных. Но уже ясно одно: принятие нынешнего закона – это всё-таки крен нашего когда-то передового образования в сторону коммерциализации-платности. Большинство учителей, руководителей школ сходятся во мнении, что закон наносит удар по обязательности основного общего образования, ущемляет права всех субъектов образовательного процесса – учителей, родителей, учеников. В этой связи на память приходят слова известного общественного деятеля, журналиста Олега Попцова, сказанные в программе «Момент истины» 23 июня 2006 года: «В начале реформ я сказал Гайдару: «Вы ищете средний класс. Но он же есть: это учителя, врачи, техническая и творческая интеллигенция». И услышал в ответ: это не средний класс, а иждивенцы».

Ничего не поменялось на просторах России в том, что касается отношения к человеку, к его правам, мнению. Нас до сих пор по гайдаровской привычке государство держит за иждивенцев, и новый закон, защищающий капиталистические начала организации образования, – тому подтверждение.

Александр Сергеев

02.09.2013 07:41

Просмотров: 3036