Управление транспортом помогает увеличить рентабельность техники корпоративного парка. Основные эффекты достигаются благодаря отладке бизнес-процессов и внедрению автоматизированной системы диспетчеризации.
Диспетчеризация транспорта позволяет не только отследить движение техники и расход топлива, но и увеличить производительность каждой транспортной единицы, а также снизить ежегодные затраты на обслуживание и аренду парка.
Цели отдела диспетчеризации автотранспорта
У крупных предприятий и организаций, как правило, есть автопарк, состоящий из легковых автомобилей, автобусов и специализированной техники.
Управление автомобильным транспортом необходимо, если:
- численность парка — более 10 единиц техники;
- сотрудники ежедневно ездят в отдаленные цеха или другие организации в городе;
- у предприятия больше одного объекта, где требуется специальная техника: экскаваторы, снегоуборочные машины и так далее.
Координацией поездок занимается отдел диспетчеризации, его ключевые задачи:
1. Принять все заявки.
2. Равномерно распределить маршруты: так, чтобы не было простоев техники, переработок водителя, холостых пробегов и больших очередей из заказов.
3. Проанализировать загрузку транспорта и выявить потребность в том или ином виде техники.
К сожалению, без дополнительных инструментов сотрудники не могут организовать работу с максимальной эффективностью.
![Цели отдела диспетчеризации автотранспорта](/images/d/i/dispetcherizaciya-avtotransporta-kak-zastavit-avtopark-rabotat-na-100-2.png)
Функционал диспетчеризации транспорта
Программы диспетчеризации дают гораздо больше возможностей для управления автопарком, в отличие от традиционного подхода: когда все маршруты оформляются через служебные записки и прием звонков, а история заявок ведется в бумажных журналах.
Ключевые возможности программы диспетчеризации транспорта
Рассмотрим функциональность на примере системы для управления поездками автопарка «ТМ: Корпоративные поездки».
1. Контроль автомобилей. Если работники и водители часто используют автомобили для личных поездок, то растет холостой ход и расходуется ресурс транспорта. Спутниковый контроль позволяет отследить все отклонения от маршрута, время в пути и скоростные превышения.
2. Мониторинг статусов водителей. При распределении срочных заказов на новые поездки важно знать: свободен сейчас водитель, выполняет заказ и скоро будет готов к новой поездке. Программа диспетчеризации в связке с мобильным водительским позволяет понять настоящую загруженность водителей и более эффективно распределять заявки на поездки.
3. Управление загруженностью автотранспорта. Когда диспетчер не знает реальной занятости водителя, то может неравномерно распределять маршруты. В результате — переработки и быстрый выход автомобилей из строя. Автоматизированная система помогает распределять заявки пропорционально.
4. Работа со срочными маршрутами. Если сотруднику необходимо немедленно отправиться в рабочую поездку, то программа подберет для него свободный экипаж неподалеку от места подачи.
5. Создание очереди из заказов. Чтобы взять новую заявку, водителю обычно нужно вернуться на базу. А перед этим дождаться, когда текущий пассажир закончит дела. Из-за этого растет не только холостой пробег, но и бесполезный простой автомобиля. Программа диспетчеризации «ТМ: Корпоративные поездки» умеет ставить входящие заказы в очередь и распределять по ближайшим водителям.
![Система позволяет отследить отклонение от маршрута](/images/d/i/dispetcherizaciya-avtotransporta-kak-zastavit-avtopark-rabotat-na-100-3.png)
Организация диспетчирования автомобильного транспорта
Корпоративный автопарк, внедривший цифровую систему, экономит до 30% от годового бюджета, по сравнению с неавтоматизированным парком.
Такой эффект возможен благодаря тому, что заявки на маршруты распределяются на основе «умных алгоритмов», а не вручную. Поэтому каждая единица техники ежедневно выполняет 7-10 поездок в день, вместо стандартных 2-3.
Как выглядит заказ поездки с системой диспетчеризации:
1. Часть автомобилей открепляется от отделов. Таким образом создается единый пул транспорта, доступного для заказа сотрудниками.
2. Работник вызывает автомобиль через приложение на смартфоне или по телефону.
3. Система диспетчеризации в автоматическом режиме подбирает подходящие экипажи.
4. Водитель получает маршрут в мобильном приложении.
5. Сотрудник, заказавший поездку, получает подтверждение заявки и ожидает подачу экипажа.
6. Водитель забирает пассажира и везет в место назначения, готов принять следующую заявку
Вся информация по маршрутам хранится в единой системе и доступна для анализа. Это позволяет принять решение на основе цифровых данных, например, от каких автомобилей можно отказать или сколько техники не хватает на конкретном объекте.
![Как выглядит заказ поездки с системой диспетчеризации](/images/d/i/dispetcherizaciya-avtotransporta-kak-zastavit-avtopark-rabotat-na-100-4.png)
Диспетчеризация спецтехники
Основные сложности автопарков со спецтехникой — нехватка техники и высокие затраты на обслуживание текущих машин и покупку новых.
Ситуация усложняется тем, что нет четкого понимания, сколько по факту используется техника, и когда она освободится. Заказчики бронируют машину на весь день при производственной потребности в 3 часа. Из-за этого техники не хватает или приходится перегонять машины издалека: это увеличивает холостой пробег, расходует ресурс и повышает затраты на ГСМ.
Диспетчеризация спецтехники — это управление временем спецтранспорта, снижение издержек, ускорение бронирования техники и оптимизация работы.
Например, благодаря диспетчеризации спецтехники «Газпромнефть-Ямал» на Новопортовском месторождении удалось на 15% повысить производительность каждой машины. А также отказаться от 10% техники, так как оказалось, что для производственных задач необходимо меньшее количество машин.
Простая схема оформления заявки на спецтехнику:
1. Заказчик бронирует технику через мобильное приложение или веб-интерфейс. Указывает тип работ и время эксплуатации.
2. Система подбирает подходящие варианты с учетом географической близости.
3. Заказчик получает подтверждение о назначении техники.
4. Водитель получает заказ-наряд с описанием работ и подробным маршрутом, затем в назначенное время приступает к выполнению заявки.
Система диспетчеризации позволяет задать дополнительные настройки с учетом бизнес-процессов предприятия, например, выставить лимиты для заказа техники на каждое подразделение, подключить дополнительное согласование через систему электронного документооборота.
![Простая схема оформления заявки на спецтехнику](/images/d/i/dispetcherizaciya-avtotransporta-kak-zastavit-avtopark-rabotat-na-100-5.png)
Диспетчерская программа общественного транспорта
Крупные компании часто используют для перевозки сотрудников автобусы. Такой вид транспорта обычно ходит по расписанию, но из-за пробок возможны задержки в пути. Пассажирам приходится ждать на улице, особенно это критично в холодное время года.
Диспетчерская программа общественного транспорта позволяет отслеживать в реальном времени маршрут автобуса и рассчитывать точное время прибытия. Пассажиры могут не ждать на улице, а приходить точно к сроку.
Также система позволяет проанализировать данные по поездкам и выяснить, какими маршрутам чаще всего ездят сотрудники на корпоративных легковых автомобилях. На основе этих данных можно составить оптимальный маршрут для рейсового автобуса. Это позволит сократить количество используемых автомобилей.
![Диспетчерская программа общественного транспорта](/images/d/i/dispetcherizaciya-avtotransporta-kak-zastavit-avtopark-rabotat-na-100-6.png)
Какую программу выбрать для транспортной компаний в 2024 году
При выборе системы для диспетчеризации транспорта необходимо опираться на бизнес-эффекты, которые автопарк получит после внедрения.
К важным плюсам внедрения автоматизированной системы можно отнести:
1. GPS-мониторинг.
2. Наблюдение за статусами водителей.
3. Учет транспорта и работников автопарка.
4. Надзор за расходом топлива.
5. Мониторинг технического состояния техники.
6. Управление нагрузкой на транспортные средства
7. Работа с предварительными и срочными заявками.
8. Формирование очереди из заказов.
9. Оперативное и простое оформление заявки на поездку.
10. Пропорциональное распределение маршрутов между экипажами.
11. Сокращение неэффективного пробега.
12. Уменьшение числа простаивающих автомобилей.
Подробнее о диспетчеризации транспорта читайте по ссылке в начале статьи.
Реклама: (i)