Версия // Бизнес // Диспетчеризация автотранспорта: как заставить автопарк работать на 100%

Диспетчеризация автотранспорта: как заставить автопарк работать на 100%

1114
Диспетчеризация автотранспорта: как заставить автопарк работать на 100%
В разделе

Управление транспортом помогает увеличить рентабельность техники корпоративного парка. Основные эффекты достигаются благодаря отладке бизнес-процессов и внедрению автоматизированной системы диспетчеризации.

Диспетчеризация транспорта позволяет не только отследить движение техники и расход топлива, но и увеличить производительность каждой транспортной единицы, а также снизить ежегодные затраты на обслуживание и аренду парка.

Цели отдела диспетчеризации автотранспорта

У крупных предприятий и организаций, как правило, есть автопарк, состоящий из легковых автомобилей, автобусов и специализированной техники.

Управление автомобильным транспортом необходимо, если:

  • численность парка — более 10 единиц техники;
  • сотрудники ежедневно ездят в отдаленные цеха или другие организации в городе;
  • у предприятия больше одного объекта, где требуется специальная техника: экскаваторы, снегоуборочные машины и так далее.

Координацией поездок занимается отдел диспетчеризации, его ключевые задачи:

1. Принять все заявки.

2. Равномерно распределить маршруты: так, чтобы не было простоев техники, переработок водителя, холостых пробегов и больших очередей из заказов.

3. Проанализировать загрузку транспорта и выявить потребность в том или ином виде техники.

К сожалению, без дополнительных инструментов сотрудники не могут организовать работу с максимальной эффективностью.

Цели отдела диспетчеризации автотранспорта
Цели отдела диспетчеризации автотранспорта

Функционал диспетчеризации транспорта

Программы диспетчеризации дают гораздо больше возможностей для управления автопарком, в отличие от традиционного подхода: когда все маршруты оформляются через служебные записки и прием звонков, а история заявок ведется в бумажных журналах.

Ключевые возможности программы диспетчеризации транспорта

Рассмотрим функциональность на примере системы для управления поездками автопарка «ТМ: Корпоративные поездки».

1. Контроль автомобилей. Если работники и водители часто используют автомобили для личных поездок, то растет холостой ход и расходуется ресурс транспорта. Спутниковый контроль позволяет отследить все отклонения от маршрута, время в пути и скоростные превышения.

2. Мониторинг статусов водителей. При распределении срочных заказов на новые поездки важно знать: свободен сейчас водитель, выполняет заказ и скоро будет готов к новой поездке. Программа диспетчеризации в связке с мобильным водительским позволяет понять настоящую загруженность водителей и более эффективно распределять заявки на поездки.

3. Управление загруженностью автотранспорта. Когда диспетчер не знает реальной занятости водителя, то может неравномерно распределять маршруты. В результате — переработки и быстрый выход автомобилей из строя. Автоматизированная система помогает распределять заявки пропорционально.

4. Работа со срочными маршрутами. Если сотруднику необходимо немедленно отправиться в рабочую поездку, то программа подберет для него свободный экипаж неподалеку от места подачи.

5. Создание очереди из заказов. Чтобы взять новую заявку, водителю обычно нужно вернуться на базу. А перед этим дождаться, когда текущий пассажир закончит дела. Из-за этого растет не только холостой пробег, но и бесполезный простой автомобиля. Программа диспетчеризации «ТМ: Корпоративные поездки» умеет ставить входящие заказы в очередь и распределять по ближайшим водителям.

Система позволяет отследить отклонение от маршрута
Система позволяет отследить отклонение от маршрута

Организация диспетчирования автомобильного транспорта

Корпоративный автопарк, внедривший цифровую систему, экономит до 30% от годового бюджета, по сравнению с неавтоматизированным парком.

Такой эффект возможен благодаря тому, что заявки на маршруты распределяются на основе «умных алгоритмов», а не вручную. Поэтому каждая единица техники ежедневно выполняет 7-10 поездок в день, вместо стандартных 2-3.

Как выглядит заказ поездки с системой диспетчеризации:

1. Часть автомобилей открепляется от отделов. Таким образом создается единый пул транспорта, доступного для заказа сотрудниками.

2. Работник вызывает автомобиль через приложение на смартфоне или по телефону.

3. Система диспетчеризации в автоматическом режиме подбирает подходящие экипажи.

4. Водитель получает маршрут в мобильном приложении.

5. Сотрудник, заказавший поездку, получает подтверждение заявки и ожидает подачу экипажа.

6. Водитель забирает пассажира и везет в место назначения, готов принять следующую заявку

Вся информация по маршрутам хранится в единой системе и доступна для анализа. Это позволяет принять решение на основе цифровых данных, например, от каких автомобилей можно отказать или сколько техники не хватает на конкретном объекте.

Как выглядит заказ поездки с системой диспетчеризации
Как выглядит заказ поездки с системой диспетчеризации

Диспетчеризация спецтехники

Основные сложности автопарков со спецтехникой — нехватка техники и высокие затраты на обслуживание текущих машин и покупку новых.

Ситуация усложняется тем, что нет четкого понимания, сколько по факту используется техника, и когда она освободится. Заказчики бронируют машину на весь день при производственной потребности в 3 часа. Из-за этого техники не хватает или приходится перегонять машины издалека: это увеличивает холостой пробег, расходует ресурс и повышает затраты на ГСМ.

Диспетчеризация спецтехники — это управление временем спецтранспорта, снижение издержек, ускорение бронирования техники и оптимизация работы.

Например, благодаря диспетчеризации спецтехники «Газпромнефть-Ямал» на Новопортовском месторождении удалось на 15% повысить производительность каждой машины. А также отказаться от 10% техники, так как оказалось, что для производственных задач необходимо меньшее количество машин.

Простая схема оформления заявки на спецтехнику:

1. Заказчик бронирует технику через мобильное приложение или веб-интерфейс. Указывает тип работ и время эксплуатации.

2. Система подбирает подходящие варианты с учетом географической близости.

3. Заказчик получает подтверждение о назначении техники.

4. Водитель получает заказ-наряд с описанием работ и подробным маршрутом, затем в назначенное время приступает к выполнению заявки.

Система диспетчеризации позволяет задать дополнительные настройки с учетом бизнес-процессов предприятия, например, выставить лимиты для заказа техники на каждое подразделение, подключить дополнительное согласование через систему электронного документооборота.

Простая схема оформления заявки на спецтехнику
Простая схема оформления заявки на спецтехнику

Диспетчерская программа общественного транспорта

Крупные компании часто используют для перевозки сотрудников автобусы. Такой вид транспорта обычно ходит по расписанию, но из-за пробок возможны задержки в пути. Пассажирам приходится ждать на улице, особенно это критично в холодное время года.

Диспетчерская программа общественного транспорта позволяет отслеживать в реальном времени маршрут автобуса и рассчитывать точное время прибытия. Пассажиры могут не ждать на улице, а приходить точно к сроку.

Также система позволяет проанализировать данные по поездкам и выяснить, какими маршрутам чаще всего ездят сотрудники на корпоративных легковых автомобилях. На основе этих данных можно составить оптимальный маршрут для рейсового автобуса. Это позволит сократить количество используемых автомобилей.

Диспетчерская программа общественного транспорта
Диспетчерская программа общественного транспорта

Какую программу выбрать для транспортной компаний в 2024 году

При выборе системы для диспетчеризации транспорта необходимо опираться на бизнес-эффекты, которые автопарк получит после внедрения.

К важным плюсам внедрения автоматизированной системы можно отнести:

1. GPS-мониторинг.

2. Наблюдение за статусами водителей.

3. Учет транспорта и работников автопарка.

4. Надзор за расходом топлива.

5. Мониторинг технического состояния техники.

6. Управление нагрузкой на транспортные средства

7. Работа с предварительными и срочными заявками.

8. Формирование очереди из заказов.

9. Оперативное и простое оформление заявки на поездку.

10. Пропорциональное распределение маршрутов между экипажами.

11. Сокращение неэффективного пробега.

12. Уменьшение числа простаивающих автомобилей.

Подробнее о диспетчеризации транспорта читайте по ссылке в начале статьи.

Реклама: (i)

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.06.2024 11:15
Комментарии 0
Наверх