55 миллиардов рублей не смогли поднять систему здравоохранения Башкирии на более высокую ступень
Черная дыра Минздрава Башкирии
Первая проблема - снижение рождаемости и увеличение смертности.
Большой переполох в руководстве местного Минздрава и республики вызвали демографические статданные по прошлому году. Так, в 2016 году в Башкирии родилось на 3 тысячи малышей меньше, чем в 2015-м. А по темпам падения рождаемости республика оказалась вообще в числе худших регионов страны. Если в РФ снижение рождаемости составило 2,6%, в Башкортостане – почти 6%. Конечно, здесь начали сказываться последствия «демографической ямы» конца 1990-х – начала 2000-х годов, есть в этом достаточно большие медицинские проблемы – женское и мужское бесплодие, огромное количество абортов. Но нельзя отрицать того, что цифры демографических процессов – это и результат явных недочетов в работе как муниципалитетов, так и Минздрава республики.
По показателям смертности людей в трудоспособном возрасте, младенческой смертности, общей заболеваемости населения Башкирия находится в 6 десятке среди субъектов РФ - практически в хвосте списка регионов страны. В январе этого года умерло почти на 300 человек больше, чем в январе прошлого. Судя по всему, таким же будет и февраль. Так что, ситуация и здесь не спешит исправляться.
По потере трудоспособного населения Башкирия вообще одна из лидеров. За последние 3 года на 25% увеличилось количество травм со смертельным исходом. Более чем в 3 раза выросло число несчастных случаев, которые предприятия пытались скрыть.
Вторая проблема - неэффективное расходование средств.
Башкирия находится в районе 6-го десятка медицинского рейтинга в плане обеспеченности врачами, больничными койками, нагрузки на специалистов и мощности медицинских учреждений. Это при всем том, что за три последних года на 7 миллиардов - до 55 миллиардов рублей - выросли объемы финансирования системы здравоохранения.
Огромные средства идут на закупку новейшего импортного оборудования, которое потом простаивает. Потому что или у специалистов нет квалификации, или главврачи вовремя не заключили договоры об обслуживании. При этом клиники по-прежнему игнорируют и не закупают имеющееся качественное отечественное оборудование и российские препараты.
А село оторвано даже от первичных обследований. На днях представители здравоохранения из Иглинского района на встрече с главой республики попросили передвижные флюорографические кабинеты и маммографические установки. Получается, что из 55 миллиардов Минздрав не смог выкроить 20-30 млн рублей, чтобы купить для села пять автомобилей, оборудованных флюорографическими установками? А ведь из-за того, что не была вовремя проведена необходимая диагностика, медики могут «пропустить» начало развития тяжелейших заболеваний.
Значительные средства направляются на ремонт и реконструкцию лечебных учреждений, а больницы все равно вводятся с большими недоделками. Как пример – хирургический корпус Мишкинской районной больницы, в котором очень много недоделок, хотя он год как введен в эксплуатацию. Замер проект создания на базе Республиканского перинатального центра Центра геномной медицины. Это значит, что Минздрав Башкирии практически не контролирует эти процессы.
На информатизацию здравоохранения в республике 2 года направлено почти 500 миллионов рублей, еще 250 миллионов добавят в 2017 году. Но результата нет. Из 31 созданного телемедицинского центра сегодня реально работают 4. Остальные – от случая к случаю. В прошлом году, чтобы организовать сеанс дистанционной консультации с соседней областью, понадобилось несколько дней, потому что все это время IT-специалисты отлаживали связь с соседней областью. Так что, проще было бы свозить туда больного, проконсультировать и вернуть его обратно.
Третья проблема – не выстроена нормальная межведомственная работа.
Сегодня за состояние рабочих мест на производстве в республике отвечает Министерство труда и соцзащиты населения, вероятно поэтому Минздрав и закрывает глаза на то, что с предприятий, особенно с вредным производством, идет поток больных людей, и даже не пытается предупредить эту ситуацию. На предприятиях практически не работают медики, нет там и профилактических осмотров.
До сих пор нормально не выстроено сотрудничество Минздрава с Минэкономразвития. Изначально введение централизованных закупок для медицины через с Минэк задумывалось как пресечение финансовых нарушений. А в результате из года в год повторяется несвоевременный закуп жизненно необходимых лекарственных средств, в частности, некоторых видов инсулинов для больных сахарным диабетом.
Нет чёткого взаимодействия с Госкомитетом по строительству и архитектуре при строительстве медицинсктх объектов, с Правительством республики, главами администраций городов и районов.
Можно добавить и то, что местный Минздрав слабо работает и с представителями бизнеса для привлечения внебюджетных средств в отрасль. Из десяти запланированных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) до заключения концессионного соглашения доведен лишь один. При этом в сфере санаторно-курортных услуг Башкирии, которая сильно отстает от современных требований, как раз можно было бы активно использовать принцип ГЧП.
Какова же причина такого положения дел в башкирском здравоохранении? В том, что в отрасли вообще не выстроена работающая модель управления. Не контролируются и не регулируются финансовые потоки, нет грамотного планирования затрат и оценки результативности использования средств, нет и нормального реагирования на обнаруженные нарушения. И если здравоохранение Башкирии находится на 60-х местах в России, значит, вся эта огромная система работает вхолостую?
Просмотров: 4679