Версия // Общество // В Башкирии незаконные перевозчики впервые получили отпор от чиновников, а от врио Хабирова «прямым в челюсть»

В Башкирии незаконные перевозчики впервые получили отпор от чиновников, а от врио Хабирова «прямым в челюсть»

7874

Привычный шантаж - не привычный ответ

В разделе

Последняя неделя октября запомнится уфимцам настоящей войной между владельцами незаконных пассажирских маршрутов и чиновниками, которые наконец-то решили эту «лавочку», угрожающую жизни и здоровью горожан, попросту прикрыть. И, как оказалось, такой привычный при Хамитове шантаж забастовкой, нового врио главы Башкирии Хабирова не только не заставил сойти с заданной позиции, но и крепко испортить налаженный бизнес частников.

Очередная, на этот раз жестко обозначенная врио главы Башкирии Радием Хабировым попытка усиления госрегулирования рынка пассажирских перевозок Уфы, на уходящей неделе едва не закончилась «войной» между предпринимателями и чиновниками. Частные перевозчики устроили забастовку, пытались шантажировать чиновников транспортным коллапсом, а кое-где произошли и стычки между частниками, потребовавшие привлечения полиции.

Напомним, что аналогичную реакцию автоперевозчики проявляли в 2016 и 2017 годах, когда власти пытались путем конкурса выдавить с рынка так называемых «нелегалов» — частников, работающих по лицензиям Ространснадзора, но не имеющих муниципальных маршрутных карт. Тогда дело дошло до перестрелок и убийства. И нелегалы, можно сказать, в тот раз победили. Ведь, даже законодательная возможность урегулировать ситуацию путем конкурса, которую муниципальные власти получили после вступления в силу ФЗ-220 в 2016 году, использована не была. В течение 2016-2017 года частники оспорили условия всех объявленных мэрией конкурсов в УФАС. В результате администрации пришлось автоматически выдать карты на 80 маршрутов 14 перевозчикам, которые победили в конкурсах 2013 года. Остальные маршруты по-прежнему остались у «нелегалов»: из-за отмены конкурсов они не получили возможности легализоваться. Например, власти Уфимского района в прошлом году заявляли, что 90% перевозчиков, которые работают на маршрутах пригород-Уфа, являются нелегальными.

Но на этот раз власти Уфы отступать не намерены и обещают восстановить нормальное транспортное обслуживание до конца недели. Поскольку позади… новый руководитель и резко ограниченные сроки по решению проблемы в пассажирских перевозках.

«Это Техас какой-то»

Все началось с того, что на одном из первых совещаний правительства Башкирии под руководством уже нового главы республики Радия Хабирова, чиновники получили «люлей» за до сих пор не решенный в вопрос с пассажирскими перевозками. Врио выразил искреннее удивление ситуацией, из которой региональные чиновники раздули якобы нерешаемую проблему. Причем нелегальные перевозчики занимают 42% рынка в Уфе!

«У нас в регионе нет правоохранительных структур? Обратитесь к Совету безопасности. Москва – десятимиллионный город. Вы не представляете, что там было, но сейчас в Москве нелегальных перевозчиков нет. Во многих крупных городах такая же ситуация. В Казани, например, так. У вас тут в Уфе Техас какой-то», - сказал тогда Хабиров и поручил ответственным лицам до 1 декабря вышвырнуть всех нелегалов с рынка.

Работа началась незамедлительно, т.к. всем при чине уже стало понятно, не выполнишь – вышвырнут тебя. И по городу прокатились рейды, начатые Ространснадзором и мэрией Уфы в рамках борьбы с нелегальными перевозчиками. Только за один день власти демонстративно поместили на штрафстоянку три автобуса частных перевозчиков и составили 22 протокола за нелегальный провоз пассажиров. Максимальный штраф на водителей-физлиц достигает 20 тыс. руб., на компании — до 300 тыс. рублей. Это «безобразное» поведение со стороны чиновников настолько возмутило нелегалов, что они решили отомстить невыходом на линию более 1000 автобусных маршрутов, а попросту говоря, занялись шантажом правительства региона.

По теме

Ах, вот вы как?!

Утром 23 октября часть пассажирских перевозчиков, не имеющих договорных отношений с мэрией Уфы, не вывели свои автобусы в рейсы. В результате сотни жителей города не смогли вовремя попасть на свои рабочие места, а соцсети взорвались обсуждениями ситуации с транспортом в столице Башкирии. Врио главы администрации Уфы Салавату Хусаинову даже пришлось извиниться перед жителями за утренний транспортный коллапс с пассажирским транспортом, настолько возмущение уфимцев было массовым. А на маршруты в тот день не вышли не менее 1,2 тыс. частных автобусов, что составляет около половины от их общего количества.

Последней каплей для начала открытой войны и проведения силовой операции, постигшей уже на следующий день «Союз автоперевозчиков», стал шантаж. Автопредприниматели заявили властям, что если их не прекратят «прессовать», то автобусы не выйдут на линии и город встанет тяжело и надолго.

«Они хотят, чтобы администрация задумалась об их легализации, но выдача маршрутных карт невозможна без проведения конкурса. А для конкурса нужен опыт работы, который нелегальные перевозчики подтвердить не смогут»,— отметила председатель Ассоциации автоперевозчиков Башкирии Наталья Тептерева.

Однако привычные меры «воздействия» на чиновников не только не сработали, но и привели к очередному весьма серьезному «хуку» со стороны властей к непокорным владельцам нелегального транспорта.

«Адекватно симметричный ответ»

«Адекватно симметричный» ответ получили нелегальные перевозчики уже в среду, 24 октября, когда с утра пораньше в «Союз автопредпринимателей Уфы» ворвались омоновцы. Спецназ сопровождал оперативников, которые пришли в эту общественную организацию с обысками. Правоохранители изъяли достаточно документов, чтобы привлечь к уголовной ответственности королей теневого рынка, угрожавших городу транспортным коллапсом.

Дело в том, что Союз автопредпринимателей зарабатывает продажей путевок, маршрутных карточек и «юридическим сопровождением», а по сути, «крышеванием» всех желающих работать на рынке пассажироперевозок. Между тем, эта деятельность не просто незаконна, а является преступлением, которое Уголовное законодательство трактует как мошенничество. По закону выдавать маршрутные карточки имеет право только муниципалитет, который определяет, сколько автобусов должно выйти на линии. Согласно законодательству, выписывать водителям путевки может только оператор маршрута, получивший это право, выиграв конкурс в мэрии.

Однако в Уфе эти нормы как будто не существовали. В Союзе автопредпринимателей раздавали и маршруты, и путевки, не имея на это абсолютно никаких полномочий. Любой водитель, прикупив по дешевке подержанный автобус, мог прийти сюда и за сумму от 150 до 300 тысяч рублей получить «право» ездить по тому или иному прибыльному маршруту. А когда такого «бомбилу» останавливали гаишники или сотрудники Росавтодорнадзора и объявляли ему, что его путевка - «липа», по звонку выезжал юрист Союза, который и «улаживал проблему». Надо полагать, что за определенную мзду.

Трудно себе представить, какими деньгами ворочали организаторы этой фантастической по масштабу мошеннической схемы! Ведь, все частники, «купившие» себе маршруты за немаленькие деньги, еще и каждый вечер отстегивали определенный процент «учредителям» за «крышу». А по сообщению портала sobkor02.ru, крыша у них, как говорят, «серьезная» - один из известных в Уфе криминальных авторитетов.

Только, вот, не верится, что правоохранители, прекрасно знающие о происходящем в этом секторе, так сказать, бизнеса, смотрели на все сквозь пальцы. И лишь после того, как в Башкирии сменилась власть, и новый глава региона Радий Хабиров дал поручение покончить с незаконным рынком, в силовых структурах начали действовать, проводя рейды и проверки пассажирских транспортных средств. Отчего же так? Догадаться совсем не трудно. А осознавать сущность происходящего печально - они неисправимы, как не назови. Думается, в этом деле подгонять их придется еще не раз и, может быть, даже некоторое противодействие будет. Так что, чем история кончится - очень большой вопрос. Впрочем, если возьмутся, как в Дагестане...

Надо думать, что первым ответит за организацию криминальных перевозок глава Союза автоперевозчиков Олег Куляшов, настолько вольготно чувствовавший себя на этом рынке, что даже баллотировался в депутаты горсовета. Хотя, знающие люди утверждают, что Куляшов лишь «сборщик общака», а за ним стоят весьма серьезные люди, не считающие нужным «светиться». Как бы там ни было, сегодня Олега Ильича ждут испытания, связанные с уголовным преследованием - власть отступать не собирается, а Хабиров пообещал «дожать эту тему».

Уже на следующий день, после неудачной попытки шантажа Хабирова и его администрации и обысков в «Союзе автопредпринимателей Уфы», владельцы нелегальных маршрутов «просекли» тему и сами явились на переговоры в правительство Башкирии и заявили, что готовы прекратить забастовку и выйти на маршруты. Но… им было отказано и предложено в ноябре участвовать в едином конкурсе по распределению пассажирских маршрутов.

А с последствиями забастовки справились, кстати, и без нелегалов, при помощи своевременной мобилизации дополнительных единиц транспорта. И сейчас каких-либо существенных затруднений, связанных с перевозкой пассажиров общественным транспортом в городе нет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.10.2018 19:48
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх